04.09.2023
Слепота невнимания или, другими словами, перцептивная слепота - психологическое явление, которое абсолютно не имеет связи с проблемами со зрением. Термин введен учеными Э. Марком и И. Роком в 1992 году (спустя шесть лет они издали одноименную книгу). Зафиксирована она примерно у 50% респондентов и может сигнализировать о когнитивных расстройствах. Возникает, когда смотрящий сконцентрирован на определенном действии и не распознает прочие предметы в поле зрения.
Это интересно! Самый известный эксперимент, связанный со слепотой невнимания проведен в 1975 и называется "Невидимая горилла". Перед участниками была поставлена задача: следить за баскетбольными командами и считать подачи. В это время по полю пробегал человек в костюме гориллы. В итоге, 52% испытуемых провалили эксперимент, не заметя ничего странного в игре.
Незаметными движущиеся объекты могут быть еще по одной причине - периферической слепоте. Она возникает у 90% людей, когда они сосредоточены, а их взгляд устремлен вперед - они просто не замечают происходящего вокруг. Чтобы избежать этого феномена, достаточно выработать привычку постоянно менять точку фокусировки. Да и в сети много упражнений для развития периферического зрения.
Есть и третий вид слепоты на дороге - слепота, вызванная движением (Motion Induced Blindness). Пока этот феномен научно не доказан и мало изучен. Особенно часто он встречается среди военных летчиков, когда скорость просто запредельная. Но и среди участников дорожного движения иногда бывает.
Основная причина ДТП
Эффект слепоты - наиболее частая причина столкновений мотоцикла и автомобиля. Обзор водителя последнего значительно ограничивается габаритами машинами. Но, вероятность ДТП возрастает с каждым прыжком стрелки на спидометре.
Среди автолюбителей даже бытует поговорка: "мотоциклисты, словно вампиры, в зеркалах не отражаются". Но, нет. Никаких физических явлений и мистики не существует. Загвоздка только в невнимательности водителя. Особенно, если речь идет о загруженном трафике на дороге, когда мотоциклисты бойко ездят между рядами. Ведь байкеры часто перестраиваются, обгоняют по несколько авто сразу или наоборот резко замедляют скорость. Проблема также том, что в линии автомобили стоят не "под линейку", и часто ТС, стоящее сзади, немного загораживает обзор. Компактный и шустрый мотоцикл просто исчезает в так называемых "мертвых зонах". И да, водителям авто тоже иногда нужно смотреть вперед.
Бывает ли эффект слепоты у мотоциклистов?
Если сравнивать с автомобилистами, то у байкеров эффект слепоты встречается значительно реже. Во-первых, мотоциклисты имеют значительно более широкий обзор. Большинство из них привыкли вращать головой и смотреть по сторонам. Двухколесный транспорт гораздо более маневренный, и столкновения двух мотоциклистов избежать проще, чем ситуации автомобиль + мото. Но и мотоциклист может не заметить приближающее сзади транспортное средство, особенно, если оба движутся на высокой скорости.
Как предотвратить эффект слепоты
Исходя из рекомендаций авто- и мотолюбителей на форумах, мы составили рейтинг советов по предотвращению ДТП, связанных с эффектом слепоты:
Чем "громче", мощнее мотоцикл, тем выше его безопасность на дороге. Ведь водители становятся внимательнее, как только слышат звук байка.
Немаловажную роль играет и цвет ТС: лучше всего яркие оттенки (красный, оранжевый, желтый), на втором месте по "идентификации" - черный. А вот белого и серебристого практически не видно в отблесках солнца или фар.
Автомобилистам, нежелающим видеть расплющенные 200 кг железа на своем капоте, стоит навсегда отказаться от отвлекающих от вождения факторов (телефон, громкая музыка, зеркальце и т. п.).
У мотоциклистов большую роль в обзоре играет правильно подобранный шлем. Минимум, который Вы должны видеть, не поворачивая головы - 180 градусов.
Опытные водители советуют не задерживать взгляд на одном предмете более 3-4 секунд. В противном случае, периферическое зрение резко "слепнет".