Мотоциклетные гонки невозможно увидеть. Можно лишь присутствовать на них. Гоночная трасса, растянувшаяся на несколько километров, и высокая скорость мотоциклов не дают зрителю в полной мере насладиться борьбой пилотов. Чаще всего любители мотогонок собираются вдоль стартовой прямой или у какого-нибудь поворота, и круг за кругом терпеливо ждут появления лидера. Но если Вы все же захотите увидеть мотогонки от начала до конца, сходите на соревнования по Minimoto/Pocket bike.
Гонки на мини-мотоциклах – это маленький гоночный мотоцикл и замкнутая асфальтированная трасса, расположенная на площадке размером с поле стадиона, изобилующая множеством крутых поворотов. Все происходящее на трассе видно, как на ладони. Там Вы сможете увидеть не только все нюансы борьбы от старта до финиша, но и стиль езды, и темперамент каждого спортсмена. А скорости? Скорости здесь меньше, и не потому что мини-мотоциклы тихоходны. Отношение мощности двигателя к весу мотоцикла, определяющее его скоростные качества, такое же как у лучших гоночных мотоциклов. Но в конструкции мини нет пружин и амортизаторов.
На больших скоростях неподрессоренные легкие байки при малейших неровностях дорожного покрытия или неточности в управлении могут потерять контакт с дорогой, а значит, и потерять управление. Поэтому трассы, где проводятся соревнования, в целях ограничения скоростей не имеют слишком длинных прямых участков. Но и на таких трассах минимото развивают скорость до 120 км/ч! На мотоциклах с такой низкой посадкой мотоциклиста, эта скорость воспринимается очень остро, а множество крутых поворотов, которые нужно проходить на предельно возможной скорости, требуют от пилотов не меньше мастерства, чем от гонщиков, выступающих в «больших» гоночных сериях.
Сейчас точно уже ни кто не помнит, когда и каким образом родился первый мини-мотоцикл. Желание человека уменьшить мотоцикл совпало с появлением картинга. Энтузиасты мастерили маленькие мотоциклы и снабжали их движками от стиральных машин и различной силовой техники. В 60-х годах некоторые производители картинга наладили мелкосерийный выпуск мини-мотоциклов для проката и уже в 1965 году стали проводиться первые любительские гонки. Но, к сожалению, такой популярности как гонки на картинге, в то время, они не вызвали.
Скорее всего, это было связанно с отсутствием на тот момент специальных трасс с асфальтовым покрытием (ведь вначале картинги ездили по грунту) и полной неразберихой в правилах. Настоящая история минимото началась только через 10 лет. Японцы, известные своими мотоциклетными традициями, поняли необходимость миниатюрных мотоциклов, и в апреле 1975-го Fuki Planning, занимающаяся производством мопедов, наладила серийный выпуск мини-мото «Bullet». Уже через год в окрестностях Токио стартовал первый мини-мотоциклетный чемпионат.
Вслед за “Bullet” стали появляться другие японские марки “Jaxson”, “Dandy”, “Shinwa”. Вскоре мини-мания докатилась до Европы, а именно до Италии. Страна, где мотоспорт является культовым, не могла остаться без своего чемпионата по мини-мото. И с середины 80-х Мотоциклетная Федерация Италии учредила кубок Италии по шоссейно-кольцевым гонкам на японских! мини-мотоциклах.
Вскоре Pasini и Vittorazi посчитав конструкцию японских мотоциклов не удачной, а мощность мотора не достаточной, начинают выпуск Итальянских миников. Чуть позже к ним подключились братья Полини (известные производители тюнинга для мотороллеров), создав целую гамму минимото, под названием Dream Bike. В отличии от японцев, которые посей день используют двигатели от газонокосилок, итальянцы разработали двигатель специально предназначенный для минибайков. Именно тогда была заложена концепция pocket bike которая сегодня используется всеми европейскими производителями.
Сейчас фирм производящих pocket bikes, десятки. Большинство располагаются в Европе: Polini, D.M., GRC, Pasini, Stamas, ZPF, Vittorazi, ATM, I-Esse, SG – все Италия, Blata - Чехия, Bianchi - Франция, GEM - Великобритания. Продукцию этих фирм отличает не только название, различие могут быть такие же, как у больших мотоциклов разных марок. Это и двигатель, и концепция ходовой, и дизайн.
Из-за экономических соображений на миниках используется двухтактный двигатель, внешне напоминающий силовую установку бензопилы. Он прост «как дважды два». Это картер с коленчатым валом и шатуном, цилиндр с поршнем, карбюратор, простейшее зажигание и центробежное сцепление (как у мотороллеров).
Только у мотоциклов с водяным охлаждением добавляется помпа, радиатор и расширительный бачок. Да и заводится миник как бензопила - шнуром. Его рабочий объем от 30 до 50 см3. В Европе двигатели для мини производят Polini, BiZetaMotor, Pasini, ZPF и Blata, в Японии Komatsu Zenoch. Мощность варьируется от 1,5 до 18 л.с. В самой мощной комплектации при собственном весе карманника в 22 кг, энерговооруженность получается 0,76 л.с./кг. Для сравнения у знаменитой Ямахи R-6 - 0,72 л.с./кг!
Жесткая рама залог управляемости мотоцикла, поэтому на «карманниках» она выполнена как у «взрослых» спорт байков: диагональная из алюминиевых сплавов или пространственная из хром-молибденовых труб. Тормозная динамика осуществляется за счет дисковых тормозов. У топовых версий они гидравлические, а у детских минимото тормозные колодки проводятся в действие тросом, почти как у велосипеда.
Это сделано для максимального удешевления и облегчения всей тормозной системы. Из-за таких же соображений на мини байках нет подвески. Переднее колесо жестко закреплено в вилке, как и заднее - намертво прикреплено к раме. Завершает конструкцию миников колеса различных размеров (от 4” до 6,5”) и покрышки разного состава.
К покрышкам, так необходимым на соревнованиях, производители относятся с большим вниманием. Выпускают их для разных покрытий и условий. Это и обычная резина, и слики с разным составом и специальная дождевая резина. Самую большую гамму покрышек предлагает фирма PMT, известная своей продукцией для автомоделей.
Вернемся к соревнованиям. Для ознакомления с правилами участия в соревнованиях рассмотрим чемпионат Италии (FMI). Именно по таким же правилам проводиться Кубок Европы (UEM Pocket Bike Cup). Участвовать в официальных соревнованиях могут почти все желающие, классов много. Детям разрешается выступать с 7 лет, а для самых взрослых есть даже класс «Тем, кому за 30-ть».
У участников старше 15 лет нет ограничений по мощности двигателей, а вот для детей младшего возраста двигатели не больше 4 л.с. Ведь ребенок весит в 3-4 раза легче взрослого и следовательно энерговооруженность его мотоцикла выше. По этой же причине в классах есть разделение по весу тела, чтобы более легкий пилот не имел большого преимущества. Для рослых участников используются мотоциклы которые называются миди. Они на 10% больше чем мини. Итак, получается около семи классов минимото.
В которых найти себе место может любой желающий, согласно возрасту, росту и комплекции. Мало кто сейчас помнит некогда популярные маленькие и, главное, удобные при хранении в городской квартире, мото-самоделки на базе «Медвежонка» с двигателем Д-6. И хоть, как и вся советская мототехника, к спорту они ни имели, ни какого отношения, это были первые российские минимото. Значительно позже, в 2000 году, когда у нас в стране полным ходом набирали популярность мотороллерные гонки, и многие молодые команды строили планы участия в большом кольце, отечественный мотолюд впервые увидел миник.
Это был настоящий GRC, привезенный толи А.Нифонтовым, толи для него, в магазин Альпин (журнал «Мото» июль 2000 год). Теперь польза от использования таких тренажеров в подготовке пилотов, казалась более чем очевидна, и гоночная команда питерского тюнинг-ателье Гипер-байк стала обладателем «кучи» миников Polini. С той поры и началось эра российского минимото. Сперва, приведя их в порядок, гоняли узким междусобойчиком на трассе в Мытищах. Но постепенно, проникаясь пользой от управления миниками, стали думать о проведении соревнований и осенью 2001 года в рамках Питерского этапа «Кубка двух столиц», провели показательную гонку.
С 2002 года многоэтапные гонки на минимото стали ежегодными, а через пять лет получили официальный статус Кубка России. И пусть классов и участников в РФ не так много, как в Европе, зато перспектив предостаточно. Актуальность соревнований по мини-мотоциклам в нашей стране, продиктована не только давними традициями мотоциклетных гонок. Низкая стоимость, небольшие эксплуатационные расходы делают гонки на мини-мото самыми привлекательными из всех технических видов спорта.
Даже известный итальянец Грациано Росси, из-за большой разницы в бюджете, забрал своего сына из картинга. Ведь если бы не это обстоятельство, многого сейчас бы не было. И наверное, это стал самый правильный путь его сына в Формулу-1. ))) В России, только участие молодых людей в минимото соревнованиях, может воспитать пилотов, способных побеждать на мотогонках самого высокого уровня.
Мировой опыт лишь подтверждает это. Мини-мотоциклы дали много имен признанных мастеров мотоциклетного спорта. Многие из них, получив отличную гоночную подготовку, добились затем успехов и в других видах мотоциклетного спорта. А Валентино Росси, Марко Симончелли, Дани Педроса (и т.д.) прошли через минимото и до сих пор остаются его поклонниками. Кстати, британский журнал MCN, выпустивший в 2008 году юбилейный номер, посвященный В.Росси, включил минимото, на ряду с семьей, в «Пятерку Валентино» оказавшую влияние на карьеру!
Есть и в России подобные примеры. 2-х кратный чемпион России по шоссейно-кольцевым мотогонкам, вице-чемпион Германии 2008, Владимир Иванов, свои первые победы в мотогонках завоевал именно на минике. VovaN1 до сих пор использует мини в своих зимних тренировках. Хоть многие российские мотоциклисты за глобальное потепление, не стоит забывать про климатические особенности наших широт, снег и лед пока ни кто не отменял. К сожалению, полноценный российский мото-сезон, это всего 6-7 месяцев.
Поэтому, если вы не хотите забыть, что такое асфальт и шоссейно-кольцевые гонки, есть только один выход, минимото в закрытых помещениях. Первую тренировка была организована Гипер Байком в Санкт-Петербургском «Картинг-центре» еще зимой 2001 года. С той поры для мотоциклистов желающих улучшить навыки вождения и мотоспортсменов поддерживающих свою форму, в Москве и Питере, на различных картодромах регулярно проводятся тренировки на минимото.
В этих городах, наверное, не осталось ни одной закрытой картинг-трассы, которая не была затуманена выхлопом двухтактных двигателей. Сейчас тренировки достигли такой популярности, что в определенные дни в московском картинг клубе «Форца» вы можете найти почти весь свет российского кольца.
Каждый, кто ездит на мотоцикле должен знать, что такое контр-руление, трэйл-брэйкинг, слайдинг и многое другое. А вот отработать все эти приемы и по-настоящему почувствовать мотоцикл, без риска для здоровья, вы можете только на минимото. Потому что посадка на мини в два раза ниже, чем на большом брате, а скорость в момент обучения сравнима со скоростью велосипеда.
При соответствующей физической форме, вы можете оттачивать элементы управления, без каких-либо травм. Даже если вы потеряли равновесие, падение с минимото не сильнее чем с санок. А учитывая защитную форму, последствия, вообще могут остаться не замеченными. Ну а возраст? К счастью, ограничений в возрасте, для желающих прокатиться на мини-мотоцикле, нет. А вот удовольствие, получаемое от катания на минимото, нельзя описать словами, это нужно только попробовать!
ИсточникСовсем недавно компания Honda объявила о возрождении мотоцикла ST125 – ...
В этой статье мы расскажем сразу про две новинки среди электрической техники....
Известная компания выпускающая мототехнику, можно сказать, что оживила старую...