05.09.2015
К мотоспорту относятся виды спорта, которыми занимаются на моторизованных транспортных средствах по специальным трассам. Эти виды спорта делятся на 4 группы: мотоциклетный спорт, автомобильный спорт, моторизованный спорт на воде и водные лыжи. В этих основных группах образовались специальные дисциплины, которые в свою очередь делятся на классические и национальные. К группе классических дисциплин относятся: в мотоциклетном спорте: шоссейные гонки, гонки на мотоциклах по. местности, мотокроссы, триаль, спидвей, гонки на льду, гонки на травяном и песчаном треке и мотобол; в автомобильном спорте: шоссейные гонки, авторалли, картинг и автокросс и кросс-ралли; в моторизованном спорте на воде: гонки на моторных лодках и регаты (гонки на моторных лодках в открытом море).
К группе национальных дисциплин, которые особенно развиты в ГЕРМАНИИ, относятся: турниры и езда на ориентирование для автомобилей и мотоциклов, мотоциклетные ралли, соревнования ветеранов и гонки на надежность для мотолодок.
Наряду с этим деятельность всеобщего Союза мотоспорта ГЕРМАНИИ направлена на развитие индивидуальных и коллективных занятий мотоспортом в свободное время на машинах серийного производства. Проводятся соревнования: заезды на ориентирование, охота за лисами, звездные заезды, соревнования на правила вождения, соревнования на экономию горючего, общий туризм.
Для занятий мотоспортом требуется хорошее здоровье, устойчивая психика, дисциплинированность, самоотверженность. С технической точки зрения мотоспорт способствует решению конструктивных задач, накоплению информации и поиску новых идей для совершенствования серийной продукции. Таким образом, мотоспорт и автомобилестроение взаимно дополняют друг друга в широкой области человеческой деятельности. С экономической точки зрения мотоспорт оказывает существенное влияние на реализацию продукции и запасных частей. Ведь одобрение у потребителей получают те марки машин и мотоциклов, которые успешно выдержали различные испытания в соревнованиях. Нельзя не учитывать и то, что мотоспорт является одним из массовых спортивных зрелищ.
Соревнования по мотоспорту-соревнования на скорость с учетом оценок по очкам. Места распределяются в зависимости от времени, в течение которого проходятся заданные соревновательные участки. При оценках по очкам принимаются во внимание действия водителя на трассе. Оценка по очкам сочетается с оценкой по времени; к этому прибегают при равном количестве очков или когда при завышении времени это ставит гонщика вне зачета. Зачет по очкам принимается во внимание, если намечается победитель по многоборью. В соответствии с занятыми местами в отдельных заездах оценка по очкам после окончания соревнований складывается и затем выводится общая оценка за место.
Историческое развитие. Первый мотоцикл, на который Г. Даймлером был заявлен патент, появился в 1885 г. Начало мотоспорту было положено в 1900г. Первые соревнования по мотоспорту стимулировались автомобильной промышленностью, которая таким образом накапливала технический опыт и показывала покупателям качество своей продукции. Первая в мире гонка для моторизованных средств передвижения состоялась 22 июля 1894 г. на дистанции Париж-Руан (126 километров) и была задумана в основном как чистые испытания. Из более чем 100 автомобилей, заявивших об участии, был допущен только 21. Победитель достиг среднюю скорость 17 км/час. К такого рода соревнованиям, в которых принимали участие исключительно самодельные машины, был проявлен большой интерес не только во Франции. Так возникла новая спортивная дисциплина, для развития которой во многих странах были образованы автоклубы. Первоначально не было разделения между автомобилями и мотоциклами, которые должны были стартовать в группе экипажей. Первые «чистые» гонки на мотоциклах были проведены в 1898 г. как гонки на подъеме (экселоберг). В 1900 г. американским газетным издателем Беннетом были составлены первые технические правила для гонок, которые он финансировал. Тогда вес машины ограничивался от 400 до 1000 кг. До 1904 г для мотоциклов не было классификации в зависимости от рабочего объема цилиндра, учитывался лишь вес мотоцикла. Кроме того, различали гоночные и прогулочные машины. В 1907 г было принято разделение на машины с одним и несколькими цилиндрами, а также по расходу горючего. В 1911 г. была принята существующая и по сей день классификация в зависимости от рабочего объема цилиндра. Аналогично этому в автоспорте в 1914 г. были впервые введены ограничения для рабочего объема цилиндра. В 20-е, 30-е гг. наряду с пневматическими двигателями были допущены и компрессорные двигатели. Не было ограничений в правилах конструирования. С 1945 г. применение компрессорных двигателей в мотоспорте было запрещено. После 1945 г. развитие мотоциклетного спорта шло в направлении создания машин класса с меньшим объемом цилиндра. К концу 60-х гг. эта тенденция сократилась. Классы с большим объемом цилиндров от 500 см3 снова утвердились в международном масштабе. Японская и американская мотоциклетная промышленность предприняла большие усилия для того, чтобы распространить эту тенденцию и дальше. В мотоциклетном спорте применялся двухтактный двигатель.
Международная федерация мотоциклетного спорта (ФИМ) была впервые организована в 1904 г. и в 1912 г. снова возобновлена. В настоящее время в нее входит более 50 национальных федераций. С 1924 г. она проводит чемпионаты мира. С 1936 г. (теперь ежегодно)-чемпионаты Европы. Тенденция развития мотоциклетной промышленности в ряде странах такова, что предпочтение отдается машинам с малым объемом цилиндра. Материальное обеспечение. Трассы различаются в зависимости от их особенностей: это круглые или открытые трассы. На все трассы и треки необходимо разрешение от соответствующих управлений мотоспорта, и их необходимо измерить геодотом по средней линии. В ралли длина трассы определяется на основании километровых указателей дороги или по карте с масштабом 1:250 000.