Маленькие мотоциклы — мини-байки

24.02.2014
Маленькие мотоциклы — мини-байки

Мотоциклетные гонки невозможно наблюдать, можно лишь на них присутствовать: много километровая гоночная трасса и высокая скорость мотоциклов — не дают зрителям насладиться борьбой пилотов в полной мере. Любители мотогонок, обычно, собираются вдоль стартовой прямой или у одного из поворотов — круг за кругом терпеливо ждут появления лидера.

Если же Вы все же хотите увидеть мотогонки от начала до конца, Вам нужно: либо смотреть «классические» мотоциклетные гонки в теле-трансляции, либо посетить соревнования по минимото или pocket bike (в переводе с английского — «карманный» мотоцикл). Скорости, конечно, в этом виде мотоциклетного спорта не такие как в «классических», но не потому что мини-байки медлительны.

Сотношение (определяющее скоростные качества) мощности двигателя мини-байка к его весу, такое же как у лучших «полноразмерных» гоночных мотоциклов. Но в конструкции мини-байков нет пружин и амортизаторов. А на больших скоростях неподрессоренные легкие мини-байки, при малейших неровностях дорожного покрытия или неточности в управлении, могут потерять контакт с дорогой — т.е. потерять управление. Поэтому трассы, где проводятся соревнования (в целях ограничения скоростей) не имеют слишком длинных и прямых участков. Но даже на таких трассах мини-мотоциклы развивают скорость до 120 км/ч!

На мотоциклах с такой низкой посадкой мотоциклиста, эта скорость воспринимается очень остро, а множество крутых поворотов, которые нужно проходить на предельно возможной скорости, требуют от пилотов точно не меньше мастерства, чем от гонщиков, выступающих в «полноразмерных» гоночных сериях. Когда и каким образом появился первый мини-байк — сейчас уже точно сказать нельзя. Но желание человека уменьшить мотоцикл примерно совпало с появлением картинга.

Энтузиасты мастерили мини-мотоциклы и снабжали их двигателями от стиральных машин и различной силовой техники. В 60-х годах некоторые производители картинга наладили мелкосерийный выпуск мини-байков для проката и уже в 1965 году стали проводиться первые любительские гонки на мини-байках. Такой популярности как гонки на картинге, к сожалению, в то время они не вызвали. Вероятно, это было связанно с отсутствием тогда специальных трасс с асфальтовым покрытием и фактическим отсутствием правил проведения таких гонок.

Настоящая история минимото началась спустя 10 лет. Известные своими мотоциклетными традициями японцы, осознали необходимость миниатюрных мотоциклов и в апреле 1975-го компания Fuki Planning (занимающаяся производством мопедов), наладила серийный выпуск мини-байков «Bullet». Уже через год в окрестностях Токио стартовал первый мини-мотоциклетный чемпионат. Вслед за «Bullet» стали появляться другие японские марки мини-байков — «Jaxson», «Dandy», «Shinwa». Вскоре мини-байко-мания докатилась и до Европы, а конкретнее — до Италии.

Страна, где мотоспорт является культовым, не могла остаться без своего чемпионата по мини-мото.А в середине 80-х Мотоциклетная Федерация Италии учредила кубок Италии по шкг на японских (!!!) мини-мотоциклах. Но вскоре братья Полини, посчитав мощность японских мини-мотоциклов не достаточно высокой, начинают выпуск целой гаммы мини-байков Dream Bike.

В отличии от японцев, которые до сих пор используют двигатели от газонокосилок, итальянцы специально разработали двигатель предназначенный для минибайков. Именно тогда была заложена концепция Pocket Bike которая сегодня используется всеми европейскими производителями.

Сегодня уже десятки фирм занимаются производством Pocket Bikes. Большинство из них располагаются в Европе: SG (Италия), Blata (Чехия), Bianchi (Франция), GEM (Великобритания), GRC, Pasini, Polini, D.M., Stamas, ZPF, Vittorazi, ATM, I-Esse. Мини-байки этих фирм отличает не только бренд, различия могут быть такие же как и у обычных мотоциклов разных марок — двигатель, в концепции рамы, и облицовка.

Из экономических соображений на мини-байках используется двухтактный двигатель (внешне напоминает силовую установку бензопилы). Он весьма прост — картер, коленчатый вал, цилиндр с поршнем, карбюратор, простейшее зажигание и центробежное сцепление (как у мотороллеров). Лишь у мини-мотоциклов с водяным охлаждением добавляется еще помпа, радиатор и расширительный бачок. Он даже заводится как бензопила — шнуром. Рабочий объем двигателей мини-байков от 30 до 50 см3. В Европе такие двигатели производят Polini, BZM, Pasini, ZPF и Blata. Их мощность варьируется от 1,5 до 16 л.с. В самой мощной комплектации при собственном весе карманника в 22 кг, энерговооруженность получается 0,76 л.с./кг. Для сравнения у знаменитой Yamaha R6 — 0,72 л.с./кг!

Тормозная динамика мини-байка осуществляется за счет дисковых тормозов. В тормозной системе необычными выглядят только суппорты. Они проводятся в действие не гидравликой, а тросом (как у велосипеда). Сделано это сделано не только для удешевления, но и для облегчения всей тормозной системы. Из-за этих же соображений на мини-мотоциклах нет подвески — переднее колесо жестко закреплено в вилке, как и заднее — намертво прикреплено к раме. Жесткая рама — залог управляемости мотоцикла, поэтому на минимото она выполнена как у «больших» спортбайков: диагональная из алюминиевых сплавов или пространственная из хром-молибденовых труб.

Завершает конструкцию мини-байка колеса различных размеров (от 4″ до 6,5″) и покрышки разного состава.

К покрышкам, так необходимым на соревнованиях, производители относятся с большим вниманием. Их производят фирмы PMT, Sawa, Uhtan в различных моделях, слики с разным составом, дождевую резину и микс.

Но вернемся к соревнованиям.Гонки на мини-байках имеют значительный список имен признанных мастеров мотоциклетного спорта. Многие из них, получив отличную гоночную подготовку, добились затем успехов и в других видах мотоциклетного спорта. Валентино Росси, Марко Меландри, Шинья Накано, Мануэль Поджиали и др. прошли через минимото и до сих пор остаются его поклонниками.

Россия так же причастна к мини-мотогонкам. С 2002 года проводится Кубок России, и хотя классов и участников у нас немного, зато перспектив у самой мотоциклетной страны достаточно. Актуальность соревнований по мини-мото продиктовано не только давними традициями мотоциклетных гонок в России. Низкая стоимость и малые эксплуатационные расходы — делают гонки мини-мото одним из самых привлекательных технических видов спорта. Ведь трассу для езды на мини-байке можно расположить на любой заасфальтированной площадке.

Бюджет участия в соревнованиях меньше чем у картинга в 4 раза. Участие молодых людей в подобных соревнованиях, вполне возможно, воспитает в России гонщиков, способных выступать на международном уровне. Кстати о возрасте — ограничений в возрасте, для желающих прокатиться на мини-байке, нет. Не стоит забывать и о климатических особенностях российских регионов. Полноценный сезон это всего 6-7 месяцев.

Мотоциклистам желающим кататься в зимнее время подойдет крытый картодром или замерзшее озеро. Все это дает возможность легко обучаться спортивному вождению мотоцикла и проводить мотоциклетные соревнования в любом городе.

Источник статьи здесь


Новости

Возрождение мотоцикла ST125 Обновленная модель мотоцикла Honda
26.04.2022

Совсем недавно компания Honda объявила о возрождении мотоцикла ST125 – ...

Сразу две новинки электрических скутеров Электрический скутер Felo FW-03 и Komaki DT 3000
30.03.2022

В этой статье мы расскажем сразу про две новинки среди электрической техники....

Обновленная версия мотоцикла Honda GG125 2022 Обновленный советский мотоцикл Honda GG125 2022
25.03.2022

Известная компания выпускающая мототехнику, можно сказать, что оживила старую...