Мини-байк: малыш в большом спорте

10.06.2014
Мини-байк: малыш в большом спорте

Сначала два колеса на крепкой раме, неловкое сиденье и мотор от бензокосилки, а сейчас суперсовременный мини-байк с немаленькими спортивными возможностями. И все это меньше чем за полвека своего существования. Легкий и маневренный «Карманный мотоцикл» — так еще называют мини-байк. Основные его особенности - колеса маленького диаметра (не больше 30,5 см), жесткая подвеска и низкая посадка водителя. При этом небольшой вес (до 25 кг для спортивных моделей) и объем двигателя 40-50 куб. см. Сегодня мини-байки максимально близки по своим возможностям «большому брату» —- полноразмерному гоночному мотоциклу. Только пропорции надо учитывать.

Сегодня спортивный мини-мото может разогнаться до 120 километров час. И это при весе 20 килограммов! Соотношение мощности мини-байка и его веса практически такое же, как и у большого мотоцикла. При этом «миник» дает совершенно особенные ощущения в гонке. Посадка настолько низкая, что на резких поворотах гонщик может касаться наколенником асфальта. Спортсмены признаются, что скорость на мини-байке очень сильно ощущается. Кроме того, в силу своей легкости байк требует максимальной сосредоточенности на движении, чтобы не потерять управление. Кстати, именно поэтому мини-мото так популярен среди начинающих гонщиков, — на нем лучше всего отрабатывать навыки управления байком в сложных поворотах. К тому же, и безопасность этого транспорта выше, чем у полноразмерного байка, что для новичка особенно важно.

Езда на мини-байке не имеет никаких ограничений водителя по возрасту. Правда, есть ограничение по весу, мини-мото справится с нагрузкой до ста килограммов. А еще в некоторых странах на мини-байках запрещено ездить по городу, езда разрешается только на специально оборудованных асфальтированных площадках. Дело в том, что это опасно. Малютку даже со взрослым человеком за рулем могут просто не заметить.

Должно быть, первые мини-байки создавались для ребенка из всякого хлама в гараже, — умельцы пристраивали к раме колеса, моторчик от бензопилы или газонокосилки, — и вот готово новое средство передвижения. В 60-е годы производители картингов попробовали выпустить несколько двухколесников. Вниманию крупных мотоциклетных компаний к маленьким байкам способствовали новые автомобильные правила, согласно которым транспортным средством можно управлять без прав, если объем двигателя не превышает 50 куб. см, а скорость — 40 км в час. Мелкокубовыми моделями заинтересовались японские производители.

В 60-е годы прошлого века Япония окончательно утвердила себя на позиции лидера в мировой мотоциклетной индустрии. В 1960 году с конвейера Honda сошел презабавный маленький мотоцикл на крошечных колесиках, весил он 40 кг. Назвали малютку Monkey. Сегодня Honda выпускает современную модель «мартышки» — Z50J Monkey. Небольшие партии выпускались эпизодически, да и то только для внутреннего японского рынка. Серийное производство мини-мото было запущено только в 1967 году. А в 1969 году к «мартышке» добавилась «утка», — мини-мотоцикл Dax на колесах диаметром 25 см и 50-кубовым движком. Экономичный транспорт нашел своих сторонников.

Особенно много поклонников мини-мото встретил в США. Туда и отправилась львиная часть экспорта. В то же время серию мини-мото под названием Bullet выпустила компания по производству мопедов Fuki Planning. Появились и другие японские марки. Бум на мини-мото пришел вместе с волной, которая в 70-х накрыла всю мотоциклетную промышленность. Дело в том, что люди все чаще стали воспринимать мотоцикл не как средство передвижения, а как увлекательное хобби. Утилитарные функции мототранспорта отошли на второй план, зато вперед вышли другие — спортивные. Это потребовало от мотоциклов, и от мини-байков в частности, новых характеристик — малого веса, маневренности, мощности, динамичности. Помимо Японии, мотоциклетная промышленность активно развивалась в Италии.

Там мини-байки приняли с большой теплотой. В середине 80-х прошел первый Кубок Италии по гонкам на мини-мотоциклах, сначала на японских. Но совсем скоро собственные мини-байки затмили ездовыми характеристиками японские мини-мото. Итальянцы разработали для мини-мото специальный движок, мотоциклы приобретали все более спортивную внешность. Сегодня популярностью пользуются модели компании Polini, к примеру, серия Dream Bike. Эти мини-байки не весят и 20 килограммов и при этом показывают феноменальную для такого веса скорость. Сегодня итальянские мини-мото самые дорогие, но и качество их соответствует стоимости. Именно итальянские конструкторы окончательно перевели мини-байки из утилитарных транспортных средств в спорт.

Мини-мото делят на два класса — мини и миди. Миди немного крупнее. Если колесная длина мини не больше 900 см, то у миди она может достигать 1060 см. Мидик немного тяжелей, а потому он более устойчивый. Зато мини за счет меньшей колесной базы более маневренный в поворотах. Кроме того, если на мини обычно ездят гонщики маленького или среднего роста, то за рулем миди будет комфортно и спортсмену повыше. Гонки на мини-мото обычно проходят на асфальтированной площадке с размеченной трассой или на обычном картодроме. Кстати, в закрытом картодроме продолжать тренировки можно и зимой. Для начинающих гонщиков это дает потрясающий опыт.

Получается, можно тренироваться на мини-байке круглый год. Известно немало имен спортсменов, которые начинали свою карьеру с гонок на мини-мото. И самый известный из них, спортсмен, которого в прессе называют самым успешным мотогонщиком всех времен и народов, — итальянец Валентино Росси. Он до сих пор относится с глубоким уважением к этому виду спорта. Отец Росси сам был гонщиком в прошлом и посадил сына сначала на квадроцикл, а в 1990 году, Валентино было 11 лет, будущая звезда мировых мотогонок сел за руль мини-байка.

И уже через год выиграл несколько региональных гонок. Кстати, на мини-байке начинал свою карьеру и наш соотечественник — двукратный чемпион России по шоссейно-кольцевым мотогонкам, вице-чемпион Германии 2008 Владимир Иванов. В зимний сезон Владимир до сих пор тренируется на «минике». Хотя в Россию мини-байки пришли совсем недавно, в начале этого тысячелетия, популярность их растет быстрее, чем где бы то ни было. Тому подтверждение Кубок России по мини-мото, который проводится с 2002 года. Трибуны переполнены, организаторы с трудом справляются с потоком желающих поучаствовать в соревнованиях, в том числе в классе «чайников», из которых, кстати, однажды может получиться прославленный мотогонщик.

Источник

Новости

Возрождение мотоцикла ST125 Обновленная модель мотоцикла Honda
26.04.2022

Совсем недавно компания Honda объявила о возрождении мотоцикла ST125 – ...

Сразу две новинки электрических скутеров Электрический скутер Felo FW-03 и Komaki DT 3000
30.03.2022

В этой статье мы расскажем сразу про две новинки среди электрической техники....

Обновленная версия мотоцикла Honda GG125 2022 Обновленный советский мотоцикл Honda GG125 2022
25.03.2022

Известная компания выпускающая мототехнику, можно сказать, что оживила старую...