Мотоциклетная электротехника: быстрый поиск неисправностей

02.10.2018
Лайфхаки по поиску неисправностей в мотоциклетной электротехнике

Мало кому приходит в голову обслуживать систему электрооборудования, обычно поиски неисправности начинаются, когда что-то уже случилось. Между тем при сезонном осмотре мотоцикла (а эндуро – и чаще) на состояние проводки и узлов электрооборудования стоит обратить внимание. 

Чаще всего отказы происходят из-за плохого контакта в разъемах. Только недавно, с введением низковольтной электроники, ведущие производители стали использовать герметичные разъемы. На большинстве же мотоциклов они открыты воде и грязи. Чтобы разъем не окислялся, контакты стоит обработать техническим вазелином, подойдут и нейтральные антикоры – типа «Мовиля» или пушсала или их импортные аналоги. Важно, чтобы сами контакты были не разболтаны и не окислены. Клеммы можно аккуратно поджать, окислы cчистить надфилем или лезвием. Подплавленные или обугленные части разъема (обычно это случается в силовых цепях – стартера, регулятора-выпрямителя, фары) – признак ненадежного контакта и чреваты серьезными проблемами, вплоть до короткого замыкания. 

Пройдемся по основным моментам мотоциклетной электротехники

Современные цифровые авометры выпускаются с автоматическим выбором диапазона измерений и определением полярности. Это позволяет смело подключать прибор в режиме вольтметра к любым контактам (кроме высоковольтного вывода катушки зажигания, разумеется). Омметр же используем только на обесточенных участках, причем для начала нужно выставить (или запомнить) положение нуля, замкнув между собой щупы прибора. Измерить сопротивление обычных проводов, обмоток генератора и контактов, которое составляет доли ома, бытовым омметром не получится. Зато им можно оценить исправность полупроводников и наличие короткого замыкания. Амперметр включается в разрыв электрической цепи, поэтому нужно следить, чтобы не замкнуть щупы на источник питания – в этом случае прибор сгорит (или сгорит его защита).
 
Контакты в изолированных отсеках колодки можно проверять, не боясь замыкания. А вот там, где изолирующих перемычек между контактами нет, следует быть осторожным.
 
Измерять напряжение в труднодоступных местах удобно через иголки. Их можно даже вставлять в уплотнения разъемов рядом с проводом, не повреждая самого уплотнения, а также в тонкие прорези колодок современных мотоциклов. Чтобы не замкнуть контакты «папа» в обычном разъеме, стоит надеть на них кембрики и вставлять щупы в них – так они и фиксируются надежнее. Можно надеть кембрик и на сам щуп, оставив оголенным только кончик. Чтобы не замкнуть контакты под напряжением, можно надеть кембрики либо на щупы тестера.
 
Если напряжение зарядки выше 15 В, отключите генератор от регулятора-выпрямителя и замкните его выводы, идущие к регулятору. Это переведет электропитание на АКБ, но поможет сохранить и саму батарею, и электроприборы, и обмотки генератора. Никогда не отключайте аккумулятор при такой неисправности выпрямителя-регулятора, поскольку он является буфером, сглаживающим скачки напряжения. 
 
В качестве вольтметра в дороге можно использовать обычную лампу накаливания. При напряжении ниже 13–13,5 В ее свечение уже заметно тусклее и желтее, чем при положенных по номиналу 14–14,5 В. Если ее нить еле светит, напряжение ниже 11 В. Если же свет белый, яркий – выше 15 В. Для удобства в дорогу можно брать патрон под штатные лампы с подключенными проводами, а лампу переткнуть несложно. Заодно так удобно проверять лампы. 
 
Хороший способ проверки приборов – поменять их местами. Причем именно поменять, скажем, горящую лампу с негорящей, а не поставить новую вместо старой, поскольку так проверяется и сам прибор, и его цепь. 
 
Чтобы найти короткое замыкание, сэкономив предохранители и не повредив проводку, вместо сгоревшего предохранителя подключите мощную лампу и по очереди отключайте электропотребители. Как только «коротыш» пропадет, лампа почти погаснет. 
 
Конечно, нельзя чинить сгоревший предохранитель, но если очень хочется… Вернее, если очень надо. В любом случае плавкая вставка лучше просто куска провода. Запомните простой расчет: на 10 А берем медную проволочку диаметром 0,25 мм или алюминиевую – 0,3 мм, на 20 А – 0,4 и 0,5 мм соответственно. Важно и правильно вставить ее в предохранитель (см. фото), чтобы обеспечить хороший контакт и чтобы при перегорании она не жгла пальцы и не замкнула другие контакты. 
 
Хорошая скрутка надежнее плохой пайки – и особенно на мотоцикле. Дело в том, что пайка – соединение жесткое, и от вибраций или перегибов провод может обломиться возле места пайки. 
Надежно подключить к клемме дополнительный провод в полевых условиях можно, прижав ее клеммой.
 
При необходимости запитать, скажем, погасшую из-за плохого контакта фару, можно соединить проводом клеммы патрона и АКБ. Можно взять напряжение и с подходящего по сечению провода контакта – например, с другой нити фары, габарита и т.п.
Чтобы вынуть контакты из колодки, нужно отжать их упоры шилом или тонкой отверткой.
 
Контакты в негерметичных разъемах стоит покрыть специальной смазкой для контактов (техническим вазелином) или нейтральным антикором. Не стоит пытаться загерметизировать их, кое-как обмотав изолентой. Если влага все же проникнет внутрь, она будет испаряться куда дольше в таком «парнике». Как показывает опыт, даже на мотоциклах эндуро, которым приходится преодолевать и грязь, и водные преграды, открытые разъемы достаточно надежны.
 

Новости

Возрождение мотоцикла ST125 Обновленная модель мотоцикла Honda
26.04.2022

Совсем недавно компания Honda объявила о возрождении мотоцикла ST125 – ...

Сразу две новинки электрических скутеров Электрический скутер Felo FW-03 и Komaki DT 3000
30.03.2022

В этой статье мы расскажем сразу про две новинки среди электрической техники....

Обновленная версия мотоцикла Honda GG125 2022 Обновленный советский мотоцикл Honda GG125 2022
25.03.2022

Известная компания выпускающая мототехнику, можно сказать, что оживила старую...