24.11.2016
На градуснике + 5 и идет дождь. Нет, даже не дождь, а конкретный ливень. Но надо ехать. И вот Вы, шлепая по ледяным лужам, идете к мотоциклу, ярко представляя в каком виде Вы приедете в конечный пункт назначения. Попробуем несколько изменить положение. Станемте добиваться комфорта и увлечемся защитой от дождя и прочих там осадков.
Итак - ДОЖДЬ. На самом деле все не так плохо, как Вы себе представляете. Дождливая погода имеет всего несколько неблагоприятных отличий от хорошей: ухудшение сцепления с дорогой, ухудшение видимости, и дискомфорт от промокшей одежды. Соответственно, если убрать эти составляющие, то можно управлять мотоциклом с таким же удовольствием, как и в хорошую солнечную погоду. Самая неприятная и трудно исправляемая проблема - ухудшение сцепления с дорогой. Тут все зависит в основном от Вашего опыта и умения. Естественно уже не приемлемы такие же скорости и углы поворотов, как при сухом асфальте. Помочь может, помимо трезвого расчета, только хорошая резина (или коляска сбоку :)).
С оставшимися проблемами справиться гораздо легче. Ухудшение видимости опять таки сводится к постоянному заливанию водой и забрызгиванию стекла шлема грязью. Если Ваша фамилия Кулибин - приделайте к шлему "дворники", если Рокфеллер - купите Gold Wing. Для остальных - несколько советов. Как правило, самым простым способом очистить стекло шлема является периодическая протирка его ребром указательного пальца в перчатке на ходу. Протирать пальцем без перчатки неэффективно, как и прочими сторонами оного. Остановка для протирки тряпкой увеличивает время в пути примерно в 5 - 6 раз. Для улучшения данного нехитрого действия многие фирмы производят мотоциклетные перчатки со специальной полоской замши на левом указательном пальце.
Практически все туристические мотоциклетные перчатки имеют такую нашлепку. Если Вы женаты или только что из армии, то такую полоску можно пришить к своим перчаткам в домашних условиях. Холостякам рекомендую просто купить такой "напальчник" на липучке с резиновой полоской. На самом деле, хоть это и самый простой способ добиться хорошей видимости, но пластиковое стекло шлема от таких действий портится капитально. Я вообще не рекомендую протирать стекла шлемов тряпкой (даже со стеклоочистителем). Грязь на стекле, по сути, это очень мелкие твердые частицы песка и мельчайшие камешки, которыми Вы старательно будете царапать мягкий пластик, успокаивая себя тем, что брызгаете стеклоочистителем. Будьте уверены, что через несколько недель такой протирки Вам будет удобней ездить без стекла, чем с ним. Поэтому для чистки визира (это, как бы правильное название стекла мотошлема) лучше снять его со шлема и аккуратно промыть с мылом под краном, дать высохнуть и протереть бумажной салфеткой. Тем более, что практически все нормальные шлемы сейчас производятся с использованием системы Быстрой Замены Визира (т.е. не нужны отвертки и проч., просто отщелкнул и снял).
Кстати, для комфортной езды хорошо бы иметь два визира для одного шлема, тонированный для солнечной погоды и простой для езды вечером и ночью. Втискивать темные очки в закрытый шлем, мне, например, не удобно, но это дело вкуса и кошелька, ведь визиры на хороший шлем стоят от 40 до 80$. Что бы не попадать из-за протирки на новый визир есть еще один неплохой способ добиться сносной видимости в дождь. Идете в любой магазин авто запчастей и покупаете пузырек так называемого средства "АнтиДождь" для лобовых стекол автомобилей. Для автомобилей оно на самом деле малоэффективно, т.к. быстро стирается стеклоочистителями, а вот если его несколько раз с перерывом в час нанести на визир, то, по крайней мере, неделю Вы действительно будете наблюдать в дождь за чистым стеклом и скатывающимся на куртку шарикам воды. Для очистки совести на внутреннюю сторону визира можно нанести ещекупленное там же средство "АнтиФог" от запотевания стекол, но эффективней все-таки поставить описанный выше отсекатель дыхания. Если Вы счастливый обладатель эндуро и катаетесь в кроссовом шлеме, то можно приобрести себе профессиональные кроссовые очки с системой очистки от грязи. Работает это недешевое устройство по принципу Красной Шапочки: дернул за веревочку, стекло и очистилось. Правда от дождя это, конечно, не спасет, но на грунтовых дорогах, образно говоря, в грязь лицом не ударите.
Итак, пардон за каламбур, с хорошей видимостью покончили. Теперь начнем защищаться от промокания. Защищаться начнем сверху и пойдем, так сказать вглубь. Самый простой и дешевый способ остаться сухим, это вовремя надеть непромокаемый специальный комбинезон. Натягивать его поверх всего, конечно, не удобно, но зато он обойдется Вам всего в 20 - 30$. Самые дешевые делаются обычно из PVC (ПолиВинил, или в народе - клеенка), все швы клееные или на температурной сварке. Этот вариант подойдет, как дежурный, для тех, кто мало ездит. Комбинезон крайне непрочный, быстро рвется, при низкой температуре становится колом, а вкупе с кардинальной влагонепроницаемостью дает ощущения упакованности в футляр. Но зато дешев. Рекомендую также вместо бани, для сгона лишнего веса. Потеть будете ручьями. Лучше же потратить на 20 - 30$ больше и купить хороший дождевой комбез из прорезиненного нейлона. Он во первых гораздо легче, чем клеенчатый, не рвется на сгибах, гораздо долговечней, а во вторых его проще одевать. Хотя тело все равно не "дышит".
Для скутеристов вообще выпускается специальные плащи, что гораздо удобней. Накинул и поехал. Но плащ позволяет только конструкция скутера, на мотоцикле при скорости за 100 км.ч. он превратится в тормозной парашют. На руки специальные резиновые перчатки поверх основных и на ноги такие же "чехлы". Некрасиво, зато сухо. Причем когда будете выбирать себе защиту для ног, прикиньте, как вы ее будете использовать. Для дальних поездок подойдет или дешевый непромокаемый полностью закрытый чехол или защита без подошвы, которая держится на резинке под каблуком. Если Вам придется часто слезать с мотоцикла и куда то отходить, то такая защита быстро протрется и порвется. Тогда лучше купить резиновый "чулок" с подошвой. В нем можно ходить, не корячась, снимая каждый раз мокрые чехлы. Для особо продвинутых мототуристов есть еще непромокаемый специальный чехол. Он одевается на руль и имеет отверстия, в которые просто засовываешь руки, что бы добраться до ручек. На чопперах и классиках это еще играет роль и своеобразного щитка. Но это уже больше из разряда экзотики. Ну вот, с дедовскими способами защиты от дождя разобрались. Но не всякому захочется заниматься чехардой с раздеванием и одеванием.
Теперь, наконец, о приятном. Крэкс, пэкс, фэкс - появляется Gore-Tex. И не просто появляется, а величественно вплывает. Поданные падают ниц, и с благоговением произносят хвалебные оды, ибо…! Ибо круче и нужней вещи для современного мотоциклиста трудно себе представить. Сей гениальный материал решил главную проблему двухколесной братии - полную защиту от дождя и всяких мокрых осадков. Выйти сухим из воды, - не это ли вековая мечта человечества?! (во всех смыслах) И вот - свершилось! "Ну и что?" - спросят шибко умные читатели, "Комбез из клеенки тоже воду не пропускает. За что платить то?" "Ха-ха-ха - 15 раз" - рассмеется им прямо в лицо автор. И будет прав. Виниловый комбез - он как мент при обыске - никого не впускать и никого не выпускать! А человек, как известно, состоит на 80% из воды. И эта самая вода имеет тенденцию выходить в виде пота и испаряться. И вот тут на ее пути встает злобная клеенка. Деваться воде некуда, и она тоскливо осаждается на внутренней стороне комбеза, а, достигнув критической концентрации, начинает проситься назад. Итого, после получаса активной езды в виниловом комбезе под дождем, Ваше состояние в плане сухости будет таким же, как если бы Вы ездили без комбеза. Другое дело Gore-Tex (автор благоговейно снимает шляпу) При абсолютной влагонепроницаемости извне, этот материалзамечательно отводит влагу изнутри. Помимо этого он достаточно прочный и гибкий. Один мой знакомый, фанат Gore-Texa и эндуро, после очередных экстремальных заездов по загородному говнищу, сильно не парится по поводу грязи. Он просто заезжает на моцыле на мойку, и его, так сказать комплектом, моют керхером. И моцыль и чувака. Очень удобно, так как и штаны, и куртка, и перчатки (есть подозрение, что и трусы) этот кекс признает только из Gore-Texa. Кстати облегченный вариант стирки гортексовых перчаток практикуют частенько практически все их счастливые обладатели. Просто мылишь руки, не снимая перчаток, и под кран. Супер.
Ну и вдогонку не забудьте и о своем мотоцикле. Комфорт нужен и ему. Приобретя защитный чехол, ты заботишься не только о сухости своей задницы, забирая моцыль со стоянки в дождь, но и о долговечности техники. К тому же замечено, что если Вы ставите моцыль в незнакомом месте и накрываете чехлом, шансы найти его на том же месте значительно возрастают. Стремается, видимо, народ переть кота в мешке. Да, и не экономьте на чехле. Возьмите чуть подороже, из нормального материала, который на морозе колом не встает, не пригорает к выхлопной трубе и отводит влагу. Кстати довольно много можно сэкономить на вещах, совмещающих несколько полезных свойств. Помимо вышеназванного защитного чехла могу порекомендовать рюкзак со встроенной защитой спины. Вам же надо куда то сложить эти самые чехлы, комбинезоны, перчатки, вторые визиры, парадно-выходные подшлемники, запасные трусы и туалетную бумагу на случай падения. Вот Вам и тара, а заодно и спина в порядке будет. Чопперистам в этом плане легче. Пожертвовав всего парой бутылок пива, все вышеперечисленное вполне можно втиснуть на их место в объемистые кожаные сумки. Кстати эти самые кожаные сумки имеют тенденцию промокать, терять форму и рваться в самый неподходящий момент. Поэтому советую брать сумки из толстого кожзама с металлическим скелетом внутри (боковины, дно, ребра). Ну а самым простым и доступным способом возить с собой всякое барахло является сетка-резинка с крючками. Стоит такой "паук" не более 10$, но вещь просто незаменимая. Я, лично, всегда его таскаю с собой.
На этом краткий обзор самых основных вещей, делающих езду на мотоцикле комфортной в любую погоду считаю законченным. На самом деле существует еще куча всяких прибамбасов и фенек, облегчающих нашему брату жизнь, но до них человек обычно доходит самостоятельно, ибо нет предела совершенству. Тем не менее, с удовольствием готов получить от вас ваши собственные советы и рекомендации по данной теме, и когда наберется еще на одну статью, мы это дело продолжим.