11.12.2017
Можно достаточно спокойно ехать по песку, пока он относительно твердый. Но когда он становится сыпучим, езда превращается в тренажер для ног, реакции и нервов, особенно если дорога неровная.
Да, обычно пустынный райдер сталкивается с ездой вдоль колей, что гораздо сложнее. Здесь сыпучий песок смывается ливневыми паводками, и ты можешь неколько миль ехать стоя по колее шириной в 1-2 фута. Жутко утомительно!
Как можно облегчить себе жизнь? Легче всего - остаться дома. Остаться дома и смотреть на пустыни по Discovery Channel или National Geographics, хоть они и не заплатили за рекламу на страницах нашего альманаха. Да, кстати, на наших страницах тоже можно посмотреть фотографии пустынь. Тем более, что оттуда недавно вернулись наши друзья – Доцент, Чиж и Лексус. Там много песка. И не только там. Везде песок. Песок в пустыне. Песок в цементе, которым затянуты наши дома. Песок в часах наших жизней. Люди пассивно наблюдают, как он бежит, тоненькой струйкой сбегая сверху вниз, превращаясь в растущую кучу смятых листков отрывного календаря. Мы сидим и смотрим – это легко, гораздо легче, чем сесть на мотоцикл, и ехать. Ехать в холод. Ехать в дождь. Ехать в грязь. В осыпающиеся под ногами пески. И не искать легких путей.
Wow…
Но вернемся к нашей пустыне. То, что мы не ищем легких путей, еще не значит, что ездить летом надо на санках, а окопы надо рыть вилками. Поэтому, сохранить некоторое количество волос на голове нам помогут кое-какие опробованные методики и советы от Криса Скотта.
Итак, методика первая. Надо немного сдуть шины, как минимум – заднюю. Понижение давления на 0.3 бара увеличит пятно контакта шины с песком в длину (в ширину, конечно, тоже увеличит, но не намного). Таким образом, колесо превратится в некоторое подобие гусеницы (не той, что в перспективе может стать бабочкой, а той, на которых ездят танки, БМП и гусеничные трактора), что увеличит сцепление с дорогой.
У этой методики есть и побочный эффект – при пониженном давлении в шинах сильнее нагревается срезина из-за трения корда. От высокой температуры шина размягчается и становится более уязвимой для повреждений – при такой оказии сбрасывай скорость и следи за колесами постоянно.
Вторая методика заключается в грамотном использовании ручки газа и энергии движения мотоцикла. Зачастую только это сможет тебе помочь преодолеть участок пути, где песок особенно мягок.
Быстрое открытие дросселя придаст мотоциклу импульс и устойчивость, и ты сможешь уверенно пронестись по короткой песчаной полосе, когда переднее колесо скользит по поверхности. Неважно, как виляет заднее колесо, держи скорость и не возвращайся в седло столько, сколько понадобится. Пока переднее колесо на дороге, ты контролируешь ситуацию. Забудь о тормозе, особенно о переднем. Если нужно затормозить – тормози коробкой передач, но приготовься к тому, что мотоцикл потеряет устойчивость.
Такая жизнь. Ехать в позе «привстав на подножках» - жутко неудобно и утомительно, но зачастую другого выхода нет. Кроме того, если сбросить газ и остановиться (или упасть), то есть все шансы потом завязнуть и вообще не тронуться с места. Крис мне тут подсказывает, что в Тимбукту, если ехать от Бурема на восток, то таким способом придется проехать ни много ни мало – 300 км.
От езды по песку волосы встают дыбом, ты постоянно едва не падаешь, но преодолеть полосу сыпучего песка без нежелательных последствий можно только при помощи вышеописанной техники.
Теперь о езде по песчаной колее. С этим также часто приходится сталкиваться – не только по пустыням, но и в искуственно насаженных хвойных лесах где-нибудь в Харьковской области.
Как правило, наиболее удачной комбинацией для движения по песчаной колее является 3 передача и скорость порядка 40 км/ч. Низкая передача и хороший запас на ручке газа дают возможность уверенно себя чувствовать на песке. В случае необходимости, всегда можно разгрузить переднее колесо, добавив газ. Тормозить – только двигателем. Двигатель – не жалеть. Кстати, именно в таких условиях плохие или неотрегулированные двигатели сдают и перегреваются. Некоторые даже погибают окончательно.
Fuck…
Попав в такую колею, старайтесь оставаться в ней до победного. Если вам кажется, что соседняя колея чем-то лучше – не обольщайтесь. Как говорится, соседняя очередь всегда движется быстрее. Как только вы туда перелезете, окажется, что та колея, из которой вы только что с таким трудом и матюками выбрались, была гораздо лучше. Но если вы все-таки твердо решили это сделать, то лучший способ – это встать на подножках, открутить «на все деньги» газ, и швырнуть своим весом байк в соседнюю колею.