Слепая зона: правила поведения для мотоциклиста

26.09.2017
Мотоцикл и слепая зона: как себя вести?

Причинами аварий на дорогах может быть не только нарушение правил дорожного движения, а и попадание мотоциклистами в так называемую слепую зону для автомобилиста. Имеется в виду, что автомобилист посмотрев в зеркала не увидел в нем мотоциклиста, поскольку тот не попал в круг обзора он находился в так называемой «мертвой зоне».

Одной из частых причин ДТП с участием автомобиля и мотоцикла считается та, что автомобилисты не видят мотоциклистов и совершают резкие маневры, сбивая их. При этом автомобилисты клянутся, что действительно не видели мотоцикл. А водители двухколесных ТС ругаются, что надо было смотреть в зеркала… А ведь смотрели. Но все равно не видели. И это может быть правдой.
 
Все из-за эффекта «слепоты, вызванной движением» (Motion Induced Blindness). Например, военных летчиков предупреждают и специально тренируют в контексте этого феномена, т.к. наиболее сильный эффект получатся на высоких скоростях. И это может относиться к ситуации автомобиль+мотоцикл, особенно когда речь идет о быстрых машинах и спортбайках.
 
Летчиков учат никогда не фокусироваться на одном объекте дольше пары секунд, но всегда вращать головой и «бегать» глазами. Потому что если уставиться на один объект в то время, когда сам находишься в движении, то периферическое зрение «слепнет» и человек буквально перестает видеть что-либо по бокам от себя.
 
Таким образом, если быстро ехать по шоссе и смотреть перед собой, следя за дорогой и покрытием, то не увидишь не только мотоцикл, скутер или велосипед, но и другую машину, стадо коров и даже человека, приближающихся сбоку. Этот эффект накладывается еще и на то, что обзор в автомобиле изначально хуже, чем на мотоцикле. Поэтому с 90% вероятностью быстро едущий автомобилист вас действительно не видит.
 
В слепые или мертвые зоны автомобилистов попадают мотоциклисты:
  • которые едут позади машины и начинают идти на обгон автомобиля;
  • которые едут рядом, параллельно с автомобилем.

Мотоцикл

Для контроля ситуации вокруг себя, мотоциклист должен крутить головой на 360 градусов т.к мото зеркала, малогобаритные + тело и локти пилота, перекрывают большую часть видимого пространства. Перед маневром, в обязательном порядке нужно повернуть голову и проконтролировать, что находится в непосредственной близости от Вас, т.к объект находящийся в непосредственной близости находится в мертвой зоне и не отображается в зеркале.
Настройки зеркал
 
Для контроля «хвоста» я предпочитаю выкручивать зеркало во внешнюю сторону чуть-чуть больше обычного. Для меня контроль (слева/справа) сзади, важнее картинки непосредственно за спиной. При необходимости, для проверки «хвоста», можно слегка наклонить мотоцикл одновременно убрав локоть. Этого достаточно.

Автомобиль

Данный «девайс» имеет больше органов визуального контроля + является более ли менее жесткой конструкцией. Зекрала автомобиля, превосходят размеры их мотоциклетных собратьев (Голды не в счет) и предоставляют больше информации о окружающей обстановке (в сравнении с мотоциклом). Но, это совсем не значит, что имея огромные лопухи по бокам, у авто, нет слепой зоны.
 
Помните фильм ДМБ?
– Видишь суслика?
– Нет.
– И я нет, а он там есть!
 
Это и есть та самая слепая зона. Только поворот головы через плечо, показывает полную картинку.(За это, очень сильно дрючат в Австралии. Не посмотрел через плечо, придешь сдавать вождение в следующий раз! )

Теперь о зеркалах

99.999% водителей настраивают боковые зеркала таким образом, чтобы они простреливали вдоль борта автомобиля (иногда, борт автомобиля, занимает до 30 % отображаемой картинки). Иными словами, рядовой водитель должен видеть свое авто в отражении, так спокойнее для него и он получает 100% информации о габаритах собственного автомобиля.
 
001% автомобилистов, выворачивают зеркала наружу. Данная категория водителей, отлично чувствует габариты собственного автомобиля (собственный борт им без надобности). «Выворот» зеркал, расширяет зону видимости вокруг авто, тем самым уменьшая слепую зону, но не убирая ее.
 
В зеркале виден хвост мотоцикла. Если мотоцикл отодвинется еще на 30 см – он пропадет с поля зрения, но не с дороги.
 
Сферические зеркала, частично решают проблему с обзором, но, объект отображенный в них находится ближе, чем это может показаться на первый взгляд (рождая иные проблемы). Производители упоминают об этом добавляя информацию о данном эффекте на зеркала.

В заключении

Вы принимаете решение относительно скорости, местоположения мотоцикла относительно других участников движения, а так же, обозначение себя для попутного и встречного транспорта.
 
Самое главное, помните Вас не видят. Чем больше Вы мотаетесь из стороны в сторону, тем сложнее Вас заметить.
 

Новости

Возрождение мотоцикла ST125 Обновленная модель мотоцикла Honda
26.04.2022

Совсем недавно компания Honda объявила о возрождении мотоцикла ST125 – ...

Сразу две новинки электрических скутеров Электрический скутер Felo FW-03 и Komaki DT 3000
30.03.2022

В этой статье мы расскажем сразу про две новинки среди электрической техники....

Обновленная версия мотоцикла Honda GG125 2022 Обновленный советский мотоцикл Honda GG125 2022
25.03.2022

Известная компания выпускающая мототехнику, можно сказать, что оживила старую...