Мотошкола: открываем с нуля

01.11.2017
Организация собственной мотошколы: что и как?

Получить права категории B желает большое количество людей, потому что это даёт возможность законно управлять легковыми автомобилями. Права других категорий среди населения пользуются меньшим распространением, и связано это с тем, что в большинстве случаев другие категории нужны только для профессиональной деятельности. Но есть категория A, которая даёт право управлять мотоциклами, к которым согласно правилам дорожного движения относят двухколёсные, трёхколёсные и четырёхколёсные транспортные средства со снаряженной массой не более 400 килограммов. 

С недавнего времени существуют две похожие категории: А1 и М, которые позволяют управлять маломощными мотоциклами, мопедами и скутерами, но если в правах указана категория А, то есть возможность управлять транспортными средствами и этих двух категорий. Все эти разновидности транспортных средств пользуются довольно большой популярностью среди населения, причём в больших городах число владельцев мотоциклов и скутеров постоянно растёт ввиду банальной простоты передвижения по забитому пробками городу. 
 
С другой стороны, в 2013 году были существенно ужесточены требования к образовательным учреждениям по подготовке водителей любых категорий. В связи с этим многие автошколы, выдававшие права категории А за небольшую плату в качестве бонуса к категории B, сегодня эту практику прекратили и полностью сосредоточились на обучении вождению на легковых автомобилях.
 
Мотошкол всегда было не очень много, причин этому несколько, но самое главное - это меньшая распространенность мототранспорта и даже до сих пор в некоторых автошколах остающаяся возможность получить права категории А формально. Но человек, действительно желающий овладеть навыком вождения мотоцикла, без должного обучения не сядет на двухколёсный транспорт. Нормальных учебных заведений, которые могут подготовить высококлассных водителей и предлагают своим ученикам эффективные методики обучения, сегодня очень мало даже в крупных мегаполисах, не говоря уже о провинции. Это делает бизнес по предоставлению услуг мотошколы весьма перспективным ввиду малого уровня конкуренции. В связи с постоянно ухудшающейся ситуацией в больших городах, когда всё светлое время суток водители вынуждены простаивать в пробках, можно рассчитывать на то, что число желающих обучиться владению мотоциклом будет только расти. Поэтому даже несколько мотошкол не будут вести конкурентную борьбу, более того, в каждую из них будут выстраиваться очереди. 
 
Однако новичку всё-таки лучше изучить рынок, оценить свои шансы и рассмотреть возможные перспективы развития. Несмотря на то, что многие факторы прогнозируют в будущем повышение спроса на услуги мотошкол, в отдельно взятых случаях ситуация может быть диаметрально противоположной.
Мотошкола в своей работе ориентируется в первую очередь, в отличие от автошколы или хотя бы их большинства, непосредственно на обучение практическим навыкам и помощь ученикам в освоении этого вида транспорта. Многие автошколы своей главной задачей ставят получении прав своими учениками. Мотошкола же может и вовсе не предлагать своим ученикам возможность получения прав соответствующей категории, это часто практикуется в школах, которые позиционируют себя как заведения повышения квалификации отработки навыков. Часто в такие школы приходят все люди, которые формально получили категорию А в автошколе вместе с категорией В, теперь хотят действительно овладеть мототранспортом. Сюда же приходят и те, кто хочет научиться чему-то новому или по-настоящему эффективно управлять мотоциклом. 
 
Однако в строгом смысле слова эти заведения не являются мотошколами, потому что теперь для сдачи экзамена в гаи на получение категории а принимается справка из школы, и полноценная мотошкола должна иметь образовательную программу для того, чтобы выдавать имеющие законную силу лицензии. Поэтому можно условно все мотошколы разделить на две категории: те, которые являются полноценными образовательными учреждениями профессиональной подготовки, через которые пройдя можно получить права; и те, которые предоставляют отработку навыков и дополнительное обучение, но не дают возможность получить права. Учитывая, что недавно был принят закон об образовательных учреждениях, даже если мотошкола не ориентирована на первоначальное обучение, а предоставляет услуги улучшения навыков, такая мотошкола всё равно обязана предоставить свой учебный план и получить образовательную лицензию. В связи с этим инструктор, который за деньги просто помогает ученикам освоить мотоцикл, юридический занимается нелегальной деятельностью, даже если он зарегистрировался как предприниматель.
 
Но зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности всё равно придётся, просто теперь этого недостаточно. В данном случае гораздо проще зарегистрироваться как юридическое лицо, выбрав общество с ограниченной ответственностью в качестве формы предпринимательства. Связано это с тем, что ООО доступна упрощённая система налогообложения. Оставаться физическим лицом, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель, может быть невыгодно для своего бизнеса, потому что ИП ограничен в возможностях при получении образовательной лицензии. Нужно также выбрать код классификатора видов экономической деятельности, и она подпадает под определение (ОКПД 2) 85.42 Услуги по дополнительному профессиональному образованию. После того как решён этот юридический вопрос, можно переходить к получению образовательной лицензии.
Саму лицензию выдают в местном отделении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Замечательной особенностью можно назвать то, что учебный план должен быть полностью согласован с ГАИ. Причём это нововведение, ещё не так давно план обучения разрабатывался самой ГАИ, сейчас же предпринимателям де-юре дали возможность самостоятельно создавать план учебных занятий. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учётом особенностей, установленных статьёй 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; именно эти правовые акты дадут предпринимателю все ответы на любые вопросы, которые в каждом конкретном случае индивидуальны.
 
К мотошколам предъявляются особые требования, как к заведениям обучения водителей. Итак, для деятельности мотошколы потребуются учебные и программные методические документации, учебное оборудование и пособия, литература и информационные материалы, техническая оснащённость, программы подготовки и переподготовки, методические рекомендации и материалы для проведения аттестации. В дополнение к этому в школе должны быть технические средства обучения, аппаратно-программный комплекс исследований и развития психофизиологических качеств, тренажёры и учебные транспортные средства; учреждение должно обладать площадкой для обучения вождению. 
 
В отличие от школ, обучающих водителей других категорий, в мотошколе нет необходимости дополнительного оборудования учебных транспортных средств. Это связано просто с тем, что ученик находится на транспортном средстве самостоятельно, и специальное оснащение мотоциклы нецелесообразно. Но вот площадка должна имитировать проезжую зону, поэтому на ней размещают светофоры, наносят разметку и монтируют дорожные знаки. Всем комплексом обучения должно управлять техническое средство обучения, которое состоит из компьютера, средства отображения информации и прилагающегося к нему программного обеспечения.
 
Мотошколы традиционно уделяют пристальное внимание практической частью, но при этом практически полностью забывают о теоретической части. Связано это с тем, что подавляющее большинство кандидатов в мотоциклисты уже имеют права категории В, а потому успешно сдали теоретический экзамен в ГАИ. В связи с этим им остается ждать только практическую часть, чтобы открыть категорию А, и необходимость в обучении теории отпадает. Некоторые мотошколы даже отправляют своих учеников в автошколу, чтобы те там изучали теорию; а многие инструкторы и учителя считают, что овладеть теорией можно и самостоятельно. 
 
Решать, организовывать теоретические курсы в своей мотошколе или нет, будет только предприниматель, но наличие расписанной теоретической части существенно облегчает задачу по утверждению образовательного плана, да и может привлечь некоторых клиентов. При этом преподавать теорию могут те же люди, что и обучают практике (хотя обычно это разные должности), но при нежелании нанимать дополнительных сотрудников теоретическую часть можно просто расписать в своём плане, а по факту ученикам предлагать самостоятельное изучение теории за счёт большего количества практических занятий.
Следующий шаг - это закупка технического оборудования, к которым относятся тренажеры, компьютеры, АПК и ТСО и, конечно же, сами мотоциклы. В мотошколах обычно закупают недорогие мотоциклы японского производства, потому что это проверенное качество и надёжность за разумные деньги. Однако многие ученики могут иметь свой собственный мотоцикл, в этом случае мотошкола зачастую делает скидку на стоимость обучения, и оно проводится на техническом средстве обучаемого. Но не иметь своего собственного парка мотоциклов непозволительно, поэтому придётся докупить немалое количество машин. В пределах ста тысяч рублей можно приобрести мотоцикл в хорошем состоянии, который прослужит ещё не один год и потребует только планового обслуживания и ремонта. 
 
Мотоциклы нужно купить в том количестве, чтобы гарантированно хватало даже в самом неблагоприятном стечении обстоятельств, когда один не заводится, второй разбили, а на третьем куда-то уехал инструктор. Иными словами, запасные машины не помешают. В дополнение к мотоциклам закупается и профессиональная экипировка, без которой нельзя проводить обучение и тем более учебную езду по городу. Ученик может купить её самостоятельно, но школа должна предлагать ему возможность её аренды, а во многих продвинутых мотошколах стоимость предоставления экипировки входит в цену услуг, оплаченных клиентами.
 
Для работы привлекаются преподаватели теоретических занятий, которые смогут научить кандидатов не только правилам дорожного движения, но и рассказать о техническом исполнении мотоциклов, передать знания о ремонте и обслуживании, а также отдельно провести лекции по оказанию первой медицинской помощи. Для лекции медицинской тематики привлекается, как правило, сторонний человек, потому что такой преподаватель должен иметь высшее или среднее профессиональное медицинское образование. Штат формируются в зависимости от планируемого количества групп и числа учеников вообще, потому что лектор работает с группой, а преподаватель практической части – с каждым учеником индивидуально. В дополнения нужно позаботиться о привлечении вспомогательного и обслуживающего персонала, причем нужны будут механики, разбирающиеся в мотоциклах. Все бизнес-процессы, не относящиеся к получению прибыли, следует передать на аутсорсинг.
 
Особенно пристальное внимание следует уделить найму профессиональных инструкторов, ведь от этих кадров будет зависеть успех всего мероприятия и репутация мотошколы. Они нанимаются в зависимости также от того, какие программы будут преподаваться в школе. Связано это с тем, что для успешного существования на рынке рано или поздно скорее всего придётся открыть несколько дополнительных курсов обучения езде на мотоцикле. Порою популярность контраварийного или спортивного обучение на байках превышает популярность обычного обучения. Поэтому почти во всех мотошколах можно найти программы, рассчитанные на разные категории людей и предлагающие достаточно широкий спектр услуг. Поэтому лучше всего найти опытного байкера, который при этом ещё и обладает педагогическим талантом, либо же опытного спортсмена, заработавшего себе имя на спортивных состязаниях, либо же хотя бы просто человека, не один год пользующегося мотоциклом. 
 
Но нельзя забывать, что при получении лицензии проверяется педагогический состав учреждения, и поэтому сотрудники должны обладать определёнными навыками и умениями, подтверждёнными документально. В случае инструктора это как можно больший стаж вождения, и очень приветствуется педагогическое образование или курсы.
 
Мотошкола, как более нишевое предприятие, предлагает своим ученикам сразу большое количество услуг, в отличие от автошколы, которая может специализироваться или на обычном обучении (каких подавляющее большинство), или на специальных курсах. В мотошколе обычно можно получить практически все возможные навыки, а некоторые школы даже проводят подробное обучение какому-либо стилю вождения изучение отдельной марки производителя мотоциклов. 
 
В целях привлечения клиентов часто в мотошколе проводятся бесплатные пробные занятия или предлагаются недорогие пробные курсы, рассчитанные на пару занятий. Многие автошколы предлагают индивидуальные занятия с каждым клиентом за дополнительную плату, а некоторые, желая привлечь клиентов и руководствуясь скорее идеями маркетинга, даже выделяют специальные курсы для девушек. Но при всём при этом стоимость базового простого курса составляет примерно 20 тысяч рублей, но рассчитан он не более чем на 2-3 месяца. Сложные, продолжительные курсы, на которых отрабатываются нестандартные навыки и проходит обучение действительно профессиональному вождению мотоцикла могут стоить в несколько раз больше. Однако мотошкола должна в своей деятельности всё-таки ориентироваться на разные категории людей, в том числе и с разными финансовыми возможностями, тем более, что в такой деятельности можно предлагать своим клиентам рассрочку платежей.
 
Для сокращения своих первоначальных инвестиций можно попытаться договориться с уже работающими с автошколами о сотрудничестве. Это предложение состоит в том, что мотошкола располагается на базе автошколы, график их работы подгоняется друг под друга, а предприниматель-основатель мотошколы отдаёт какой-то процент владельцу автошколы. Это позволит получать хоть и меньшую прибыль, но позволит предпринимателю сэкономить, а значит, и снизить свои риски. Многим автошколам эта идея может понравиться, потому что позволит привлечь дополнительных клиентов, которые желают получить сразу несколько категорий, будет приносить дополнительный доход, но при этом не потребует сколько-нибудь значимых вложений.
 
Мотошкола как вид бизнеса имеет много перспектив развития, но связано это не только с минимальным уровнем конкуренции, но и с тем, что среди населения возрастает спрос интерес к небольшим и манёвренным транспортным средствам. Сюда относятся не только уже названные мотоциклы, скутеры и мопеды, но профессиональные внедорожные байки, квадроциклы и прочая экзотическая техника. Поэтому после некоторого времени работы, получив опыт и достаточную прибыль, можно расширить своё предприятие, начав предлагать населению дополнительные услуги по обучению вождению вышеназванных транспортных средств. Причём в данном случае за обучение такому виду вождения можно получать уже более солидные суммы ввиду отсутствия конкуренции и особой специфики таких занятий. В итоге, учитывая все вышесказанное, мотошколу можно назвать хоть и достаточно трудным и требующим больших инвестиций начинанием, но имеющим множество вариантов развития и приносящим бизнесмену хорошую прибыль.
 

Новости

Возрождение мотоцикла ST125 Обновленная модель мотоцикла Honda
26.04.2022

Совсем недавно компания Honda объявила о возрождении мотоцикла ST125 – ...

Сразу две новинки электрических скутеров Электрический скутер Felo FW-03 и Komaki DT 3000
30.03.2022

В этой статье мы расскажем сразу про две новинки среди электрической техники....

Обновленная версия мотоцикла Honda GG125 2022 Обновленный советский мотоцикл Honda GG125 2022
25.03.2022

Известная компания выпускающая мототехнику, можно сказать, что оживила старую...