Как правильно переключать скорость на мото?

04.09.2023
Переключение скоростей: механическая и полуавтоматическая трансмиссия

Изучите сцепление, газ и переключение передач. Рычаг сцепления находится перед левой ручкой руля. Сцепление "отвечает" за передачу вращающего момента от двигателя к коробке передач. Газ – это правая ручка руля. При ее повороте увеличивается количество оборотов двигателя в минуту, что не позволяет двигателю остановиться. Рычаг переключения передач находится перед левой педалью мотоцикла. Его функция – переключение с одной передачи на другую.

Вот какие действия вам нужно изучить:
 
  1. Выжмите рычаг сцепления, затем медленно отпустите.
  2. Поверните ручку газа на себя, чтобы набрать скорость.
  3. Поверните ручку газа от себя, чтобы снизить скорость.
 
Затем нажмите рычаг переключения передач, чтобы переключиться на первую передачу. Это произойдет, если вы находитесь на нейтральной или второй передаче. На любой другой нажатие рычага позволит вам переключиться на более низкую передачу (например, с третьей на вторую).
 
Приподнимите рычаг переключения передач, чтобы переключиться на более высокую передачу. Самая распространенная схема переключения передач на мотоцикле с ручной коробкой – 1 вниз, 4-5 вверх. Нейтраль находится между первой и второй передачей.
 
Заведите мотоцикл, выжав сцепление и нажав затем кнопку стартера. В это время мотоцикл должен находиться на нейтральной скорости: должна гореть зеленая "N" на панели приборов (этот индикатор есть во всех новых мотоциклах). Естественно, прежде чем начать заводить мотоцикл, вы должны на него сесть.
 
Переключитесь на первую передачу. Уберите газ и полностью выжмите рычаг сцепления. Одновременно переключитесь на первую передачу, нажав на рычаг левой ногой. Затем медленно прибавьте газу и плавно отпускайте сцепление, пока мотоцикл не начнет медленно двигаться. Теперь начните добавлять газу и полностью отпустите сцепление.
 
Не спешите отпускать рычаг сцепления. Продолжайте постепенно прибавлять газ и отпускать сцепление, пока мотоцикл не поедет. Пока он разгоняется, медленно и плавно отпускайте сцепление.
 
Переключитесь на более высокую передачу. Когда вы наберете достаточную скорость для перехода на следующую передачу, уберите газ и выжмите сцепление. Носком левой ноги поднимите рычаг переключения передач вверх до щелчка. Затем можно аналогичным образом переключиться на более высокие передачи.
 
Один щелчок – вторая передача, еще один – третья, еще один – четвертая и так далее. НА ЗАМЕТКУ: опытному мотоциклисту для переключения на более высокую передачу сцепление не нужно. Он просто слегка приподнимает рычаг переключения передач носком ноги, и при сбросе газа включается следующая передача. Чтобы научиться делать это плавно и без затруднений, нужна практика, но это экономит время переключения и немного продлевает срок службы сцепления.
 
Если вы находитесь на первой передаче и поднимите рычаг до половины, то переключитесь на нейтраль.
 
Если вы отпустили сцепление и прибавили газу, но ничего не произошло, значит, вы находитесь на нейтральной передаче. Выжмите сцепление и снова поднимите рычаг переключения передач.
 
Если вы случайно перескочили через одну передачу, не волнуйтесь. Мотоцикл не пострадает, если вы добавите газу настолько, чтобы обороты соответствовали передаче, на которую вы переключились.
 
Переключитесь на более низкую передачу. Уберите газ и выжмите сцепление. Нажмите рычаг переключения передач, затем отпустите. Плавно отрегулируйте газ и сцепление в соответствии с новой скоростью. Если вы собираетесь остановиться, при убранном газе удерживайте сцепление и продолжайте нажимать и отпускать рычаг переключения передач, пока не опуститесь до первой передачи.

Полуавтоматическая трансмиссия

Изучите управление. Переключение скоростей на полуавтоматической трансмиссии куда проще: используется только газ и рычаг переключения передач. В мотоциклах с коробкой-полуавтоматом сцепление соединено с рычагом переключения передач, поэтому, нажимая или поднимая этот рычаг, вы одновременно регулируете сцепление.
 
Заведите двигатель. Перед этим поставьте мотоцикл на нейтральную передачу.
 
Переключитесь на первую передачу. Это очень просто: уберите газ и и нажмите вниз рычаг переключения передач на один щелчок. Переключение на первую передачу всегда осуществляется нажатием рычага вниз, а на более высокие – его подъемом вверх.
 
Переключитесь на более высокую передачу. Этот процесс аналогичен переключению на первую передачу. Уберите газ и носком поднимите рычаг переключения передач вверх. Один щелчок – переход на вторую передачу, еще один – на третью, еще один – на четвертую и так далее.
Переключитесь на более низкую передачу. Чтобы сбросить скорость и остановиться, нажимайте рычаг переключения передач вниз, чтобы перейти на более низкую передачу. Всегда оставляйте стоящий мотоцикл на нейтральной передаче.

Советы

Езда на мотоцикле требует 100% вашего внимания 100% времени. Научитесь управляться со всеми функциями, "играя" с ними в безопасном месте (не на дороге) и постарайтесь довести свои действия до автоматизма.
 
Когда вы держитесь за ручки руля, пусть костяшки ваших пальцев смотрят вверх. Этот совет особенно важен для начинающих – он поможет не поддать лишнего газу на первой передаче.
 
Лучший способ избежать проблем и аварий – умение правильно оценивать ситуацию и действовать на опережение.
 
Если нужно затормозить на большой скорости, то слегка (плавно) нажимаете передний тормоз и затем постепенно выжимаете его полностью до нужной вам скорости. Затем его отпускаете. Задними тормозами можно стабилизировать положение мотоцикла.
 
Не запускайте газ на полные обороты при холодном двигателе. Сначала дайте ему разогреться!
 
У некоторых современных мотоциклов на панели приборов есть индикатор, показывающий, на какой передаче вы в настоящей момент едете.
 
Одно поднятие или одно нажатие соответствует переходу на одну передачу выше или ниже. Нельзя одним движением переключиться с первой сразу на пятую.
 
На большинстве современных мотоциклов основные тормоза – передние. Задние служат скорее для стабилизации мотоцикла.

Предупреждения

При переключении передач прислушивайтесь к двигателю. Если он издает низкий урчащий звук, переключайтесь ниже. Если звук высокий и громкий, переключайтесь выше.

Переключаясь на нейтральную передачу с первой отпускайте сцепление плавно, чтобы действительно перейти на нейтраль. Если вы быстро отпустите сцепление, пока двигатель еще работает, то мотоцикл заглохнет (в лучшем случае) или неожиданно рванет вперед.
 
При переключении передач вниз переключайтесь на одну за раз.
 
Если вы не переключитесь на более высокую передачу, когда двигатель достигнет максимальных оборотов, он может сгореть.
 

Новости

Возрождение мотоцикла ST125 Обновленная модель мотоцикла Honda
26.04.2022

Совсем недавно компания Honda объявила о возрождении мотоцикла ST125 – ...

Сразу две новинки электрических скутеров Электрический скутер Felo FW-03 и Komaki DT 3000
30.03.2022

В этой статье мы расскажем сразу про две новинки среди электрической техники....

Обновленная версия мотоцикла Honda GG125 2022 Обновленный советский мотоцикл Honda GG125 2022
25.03.2022

Известная компания выпускающая мототехнику, можно сказать, что оживила старую...