Как устранить превышенный расход масла?

01.08.2018
Повышенный расход масла: что делать?

Неуемный масляный аппетит старых двигателей, особенно ямаховских рядных «четверок» с пятиклапанными головками цилиндров, давно стал притчей во языцех. Однако ситуацию исправить можно – и можно навсегда забыть обидное для мотоцикла прозвище масложорка.

Конечно, если вспомнить, что сравнительно недавно мотоциклетные моторы называли «прогарниками» (потому как смазка шла «на прогар» и соответственно расход масла был сопоставим с расходом бензина), можно успокоить себя, что «ужор» литра за пару-тройку тысяч километров еще не криминал. Но все равно необходимость регулярно скармливать двигателю дорогостоящую «синтетику» понравится не каждому владельцу, например, FZR или YZF. Кому-то неудобно постоянно возить с собой «литрушку» масла, кого-то напрягает мысль остаться без смазки в дальнобое где-нибудь в степях Южной России, да и вообще «неаккуратненько как-то». Но прежде чем начинать лечение, надо разобраться в причинах столь завидного масляного аппетита. Ведь, возможно, потребуется не дорогостоящая доводка и тюнинг, а банальный плановый ремонт двигателя. Если не брать в расчет утечки масла через некачественные прокладки двигателя (уж такое разгильдяйство и вовсе непростительно!), масло в камеру сгорания попадает либо со стенок цилиндра, либо со стержней впускных клапанов. Повышенное количество масла, оставшегося на стенках цилиндров, обусловлено ухудшением состояния маслосъемных поршневых колец. 
 
При этом их естественный износ не самая распространенная причина. Гораздо чаще встречаются две ситуации: кольца либо «залегли», опустившись от перегрева, либо закоксовались из-за пенсионерского стиля езды на спортбайке (а в городе «валить на все деньги» получается далеко не всегда или недолго) и потеряли подвижность из-за образовавшегося нагара. Как лечить? Если они утратили упругость из-за перегрева – заменой колец. Если канавки забились нагаром, можно попробовать обойтись без хирургического вмешательства, попытавшись размягчить и удалить нагар с помощью химических средств. 
 
Маслосъемные колпачки – изделия резиновые, потому срок их службы никак не может исчисляться десятилетиями. Более того, любой перегрев двигателя или даже длительная работа при высокой температуре первым делом бьют именно по ним. Понять, что колпачки перестали качественно удерживать масло, можно по повышенному дымлению из выхлопной трубы при перегазовках и наличию масла на резьбовой части свечей. Замена колпачков помогает снизить масляный аппетит у любого изрядно поездившего мотоцикла. Если все перечисленное проделано, но количество поедаемого масла продолжает напрягать, придется прибегнуть к вмешательству в конструкцию двигателя. При этом не надо забывать, что двигатель с пятью клапанами на цилиндр более склонен к «масложорству», чем четырехклапанный, поэтому достигнуть на двадцатиклапаннике расхода масла 16-клапанного мотора крайне сложно. Но можно. Для начала восстанавливаем идеальное состояние цилиндро-поршневой группы: убираем нагар, овальность цилиндров, проверяем состояние зеркала цилиндра. 
 
Применение клапанов из титана, характеризующегося почти вдвое меньшим, чем у стали, коэффициентом теплового расширения, позволяет добиться заметно меньшей величины теплового зазора между стержнем и направляющей втулкой.
 
С этим сложностей нет: компаний, занимающихся ремонтом ДВС, сейчас немало, заказать поршни и кольца ремонтных размеров тоже не проблема. Далее потребуется свести к минимуму зазоры между стержнями клапанов и направляющими. Тут все не так просто – величина зазора зависит от величины коэффициентов теплового расширения материалов клапана и его направляющей, поэтому с родными направляющими и стальными клапанами ничего улучшить не получится. Проблему решает установка клапанов из титана (коэффициент теплового расширения почти вдвое ниже, чем у стали) и направляющих из, например, бериллиевой бронзы или иного бронзового сплава (БрАЖ – тип бронзы, в которой активным веществом выступает алюминий, сплав легируется железом). Бронзовые направляющие помимо более эффективного отвода тепла от стержня клапана и его передачи в алюминиевое тело ГБЦ отличаются высокой стойкостью к износу и меньшей требовательностью к количеству масла, попадающего на стержни клапанов. Направляющие из бронзы желательно установить как минимум на выпускных клапанах. На старых Yamaha YZF в этом случае имеет смысл установить клапаны с меньшим диаметром стержня. Родные 4,5-миллиметровые стоит заменить на общепринятые 4-миллиметровые. Только за счет этого длина окружности стержня клапана уменьшится на 12,5 %, сократятся и потери масла. 
 
Кроме того, заметные потери масла на ямаховских моторах обусловлены наличием «эксклюзивных» форсунок, охлаждающих днище поршня. Но просто так убирать их нежелательно – это чревато «прихватом» поршневого пальца на некоторых режимах. Отказаться от них можно лишь при установке поршней, днище которых покрыто металлокерамикой. Все вышеперечисленные процедуры помогут заметно снизить масляный аппетит двигателя. Единственное, чего сделать не получится, – свести его к нулю.
 

Новости

Возрождение мотоцикла ST125 Обновленная модель мотоцикла Honda
26.04.2022

Совсем недавно компания Honda объявила о возрождении мотоцикла ST125 – ...

Сразу две новинки электрических скутеров Электрический скутер Felo FW-03 и Komaki DT 3000
30.03.2022

В этой статье мы расскажем сразу про две новинки среди электрической техники....

Обновленная версия мотоцикла Honda GG125 2022 Обновленный советский мотоцикл Honda GG125 2022
25.03.2022

Известная компания выпускающая мототехнику, можно сказать, что оживила старую...