Распорядок дня мототуриста

11.06.2018
Мототуризм: путешествуйте без вреда для здоровья!

Наконец-то время отъезда наступило. Позади размещение багажа и непременные хлопоты, которые сопутствуют сборам, В такие минуты кажется, что никогда не выедешь из дому. Но вот первый оборот колеса, и все волнения как рукой сняло — путешествие началось.

Распорядок дня мототуриста

Распорядок дня должен быть составлен так, чтобы вы могли своевременно отдыхать, принимать пищу и, не переутомляясь, покрывать необходимое расстояние.
 
Правило — выезжать в течение всего путешествия рано — оправдано практикой. Если вы выедете не позже 6 часов утра, то убедитесь в этом. Ранним утром дорога свободна от транспорта (особенно в крупных городах), воздух прохладный и чистый, отчего двигатель работает «как часы», да и настроение с утра всегда приподнятое. Недаром водители-профессионалы говорят: «Утром отдыхаешь, днем работаешь». Используйте раннее время, чтобы проехать большую часть запланированного на день пути. Учитывая, что вы очень рано завтракали, в 9—10 часов утра устройте второй завтрак, совместив его с заправкой мотоциклов горючим. В пути, не реже чем через два часа, устраивайте, остановки для отдыха. Такой интервал, естественно, приемлем при движении по хорошей дороге: езда по дорогам с плохим покрытием потребует более частых остановок.
 
При движении на мотоцикле большинство мышц тела практически не работает, и от этого они «затекают». Чтобы быстрее снять усталость, отдых должен быть активным. Лучше всего вам поможет комплекс физических упражнений, способствующих восстановлению работоспособности именно тех групп, которые у мотоциклистов устают раньше других (рис. 54). Каждое упражнение проделайте несколько раз. Затем полезно пробежаться, а после пробежки немного пройтись, глубоко дыша. Такие «зарядки бодрости» необходимы и пассажирам. Остановки для отдыха используйте также для профилактического осмотра мотоцикла и крепления багажа. Это позволит своевременно заметить неисправность, подтянуть ремень или эспандер.
 
Примерно в 2 часа дня остановитесь на обед. Для экономии времени можно пообедать в дорожной столовой. А вот на отдыхе экономить не следует. Небольшой послеобеденный привал лучше всего совместить с пребыванием в лесу, у реки, чтобы даже в ездовой день насладиться общением с природой.
 
Во второй половине дня уменьшите скорость — как-никак начинает сказываться усталость, что может отразиться на безопасности движения. Обычно, когда втянешься в езду, кажется, что можно ехать от зари до зари. Не поддавайтесь этому искушению. Заканчивать движение надо тоже рано — не позднее 7 часов вечера.
 
Указанный выше распорядок относится к дальним перегонам, когда за несколько дней нужно проехать большое расстояние. Если вы в течение дня совмещаете движение с остановками для туристских мероприятий, то и в этом случае следует двигаться, используя ранние утренние часы, чтобы еще до наступления жары закончить езду.

Организация движения

В путешествии мотоциклист проводит за рулем значительную часть времени. Длительно находясь в потоке машин, в постоянно меняющейся дорожной обстановке, он должен построить движение таким образом, чтобы оно было эффективным и безопасным. Эти условия легче выполнить, путешествуя на одном мотоцикле. Однако мотоциклисты чаще всего едут группой. В таких случаях необходимо выработать определенную тактику движения.
 
Прежде всего группа должна двигаться колонной, где ее участники были бы в поле зрения друг друга. Колонну возглавляет лидер. Он лучше всех видит обстановку на дороге и в соответствии с ней определяет тактику движения колонны. Поэтому его указания, подаваемые рукой, беспрекословно должны выполняться всеми мотоциклистами в колонне. Он же сигнализирует об изменении скорости, препятствиях на дороге, возможности обгона и т. п.
 
Итак, лидер едет впереди. Ему хорошо, он чувствует себя первооткрывателем. А каково остальным? Всегда скучно тащиться в хвосте, приспосабливаясь к впереди идущему. К тому же такое однообразие утомляет. При групповых поездках может существовать и иной порядок. Мы, например, в дальних пробегах меняли лидера через каждые 50 км. Засекаешь километраж по спидометру и «везешь» 50 км всю группу. Провез свое, слышишь за спиной рев сигнала — пора меняться. Оттого, что вся дорога разбивается как бы на отдельные этапы (по 50 км), время в пути летит незаметно. Этот чисто психологический эффект здорово помогает, когда предстоит покрыть несколько сот километров в день.
 
Лидером колонны могут быть лишь мотоциклисты с достаточным водительским опытом. В особо сложных условиях движения лидером становится командор про бега.
 
Для слаженного движения колонны между ее участниками должна существовать связь. Звуковой сигнал зачастую не лучшее средство связи: из-за шума двигателя и свиста ветра он бывает плохо слышен. Впереди идущие должны сигнализировать рукой, а те, кто двигается позади, — включением большого света — даже днем свет фары отлично виден в зеркале заднего вида. Частые короткие сигналы могут означать просьбу увеличить скорость, а включение фары «на постоянно»— просьбу остановиться. Не следует вести переговоры на ходу: лучше вместе собраться на обочине и в спокойной обстановке объясниться. Но и частых остановок избегайте. Каждая такая остановка «на минутку» выбивает из графика движения, и в течение дня теряются часы.
 
Поскольку в колонне, вероятно, не все обладают одинаковым мастерством вождения, лидеру следует ориентироваться на менее опытных и ни в коем случае не «давить» на них, ибо золотое правило для мотоциклистов гласит: «Никогда не ездить выше своих возможностей». Каждый из нас знает предел своих возможностей, просто иной раз мы скрываем это от других. И очень хорошо, если в вашей группе будет царить атмосфера взаимопонимания.
 
Особенно нужно взаимопонимание при обгонах. Здесь лидер должен предусмотреть, смогут ли выполнить этот маневр все участники. Обгонять колонной одиночные автомобили не представляет труда, если едущие сзади будут иметь одинаковые с передними условия обгона. Сложнее, когда впереди движется вереница автомобилей. В таких случаях надо стремиться сохранить колонну. Иначе группа затеряется между автомобилями, а из-за потери контакта мотоциклисты начнут нервничать и предпринимать попытки обгона в рискованных ситуациях. Если же колонна все-таки «рассыпалась» среди автомобилей, следует вновь собраться, пропустив позади идущие автомобили. Обгонять же лучше на прямой дороге с хорошей видимостью и без встречного движения.
 
Ну, а с какой скоростью двигаться по шоссе, если к тому же оно хорошее? Казалось бы, чем быстрее, тем лучше. Однако двигаться длительно со скоростью выше 90 км в час бессмысленно. Умеренная средняя скорость, которая выдерживается в течение всего дня, гораздо эффективнее бешеной гонки с частыми остановками для дополнительной заправки топливом и охлаждения двигателя. Но и это не главный аргумент. Высокая скорость утомительна для водителя, небезопасна для окружающих и не слишком полезна для самого мотоцикла. Кроме того, с ростом скорости резко возрастает расход бензина, да и не такое уж большое удовольствие — лишняя остановка в «хвосте» у бензоколонки.
 
Не стремитесь проехать в день максимально возможное количество километров любой ценой: цена эта может оказаться слишком высокой. О приемлемых дневных пробегах мы говорили раньше, и пусть вас не смущают лавры того, кто за сутки покрыл расстояние от Риги до Москвы, а потом дня два не мог садиться за руль мотоцикла.
 
За последние годы на дорогах страны появилось много автомобилей, способных двигаться с высокой скоростью. Конечно, быстроходный транспорт вас обгонит, но пусть это не послужит сигналом к тому, чтобы припуститься вовсю за «обидчиком». Максимальная скорость «Волги» или «Москвича-412» все-таки выше, чем мотоцикла. Доказывать же незнакомому водителю, что вы умеете ездить лучше его,— задача неблагодарная и… неблагоразумная. Стоит ли рисковать собой и пассажиром, чтобы на коротком участке пути вырвать лидерство у соперника?
 
Трудно по этому поводу не вспомнить без улыбки о случае, происшедшем с одним из авторов много лет назад. Водитель проезжавшей мимо «Победы» жестом пригласил помериться с ним скоростью, и приглашение было принято. Финал наступил быстро: «Победа» и мотоцикл выскочили на участок шоссе, покрытый слоем жидкого гудрона перед укладкой асфальта. «Победа», слегка вильнув, умчалась вперед, а мотоцикл с водителем и пассажиром «пропахали» весь участок на боку. Не менее двух часов пришлось отмываться керосином от налипшего гудрона; хорошо еще, что обошлось без травм и поломок мотоцикла.
 
Ну, а если вы к тому же движетесь в колонне, то всегда надо помнить, что любое необдуманное действие может стоить массы неприятностей не только вам, но и вашим друзьям. Впрочем, почему только друзьям? Ведь за рулем автомобилей и мотоциклов, мчащихся по дороге, тоже сидят ваши коллеги.

Взаимопомощь в пути

Уважение и предупредительность, дружеская атмосфера между всеми участниками движения — составная часть взаимопомощи, под которой мы почему-то привыкли понимать только оказание технической помощи. Дружеская атмосфера в пути — не она ли создает основу для хорошего настроения? Как приятно, когда встречный мотоциклист приветствует тебя сигналом или поднятием руки. А разве не хочется поблагодарить водителя солидного автобуса, когда он с высоты своей кабины машет вам рукой, показывая, что сейчас самое подходящее время для обгона? Разве не проникаетесь вы благодарностью к шоферу грузовика, освобождающего вам дорогу даже без вашей на то просьбы?
 
Но все ли мы платим той же монетой? Вот вы обогнали тяжело ревущий автопоезд и «подсекли» его, так как встречный автомобиль был слишком близко. Вам достаточно слегка «открыть» ручку газа, и мотоцикл снова мчится вперед. А водитель автопоезда будет вынужден поработать: нажать на педаль тормоза, перевести не слишком легкий рычаг переключения передач, а затем медленно набирать потерянную по вашей вине скорость. Кстати, водитель едущего навстречу автомобиля тоже понервничал, видя идущий ему в лоб мотоцикл. Несколько человек хотя бы на короткое время потеряли хорошее настроение. А как оно много значит!
 
Не из хорошего ли настроения рождается в среде водителей бескорыстная взаимопомощь, о которой так много написано? Вспомните, сколько раз выручали вас водители, когда вы оказывались с сухим баком в десятках километров от ближайшей бензоколонки. Да и самим вам не приходилось ли делиться с незнакомым мотоциклистом, переливая бензин при помощи мерного стаканчика емкостью 100 г? Благожелательный водитель без колебаний поделится с вами запасными частями — просто подарит свечу, конденсатор или лампочку.
 
Правда, попадаются в дороге «благожелатели» и другого толка, использующие безвыходное положение для того, чтобы «сорвать» втридорога. Но, к счастью, они встречаются редко. Подавляющее большинство водителей помогут вытащить застрявший в грязи мотоцикл, отремонтировать двигатель или подскажут, как это лучше сделать. Порой даже не представляешь, в какой форме может проявиться помощь.
 
Однажды авторы ехали в Ереван. Время было к вечеру, и быстро темнело. Уповая на хорошую дорогу, приняли решение двигаться до намеченной стоянки. Фара скупо освещала шоссе, и приходилось напрягать зрение. И вдруг сзади зажглись две мощные фары, осветившие нам дорогу. Все оставшиеся 50 км невидимый благодетель, идя позади на постоянной дистанции, подсвечивал нам дорогу.
Взаимопомощь в пути — долг каждого мотоциклиста!
 
Обязательно остановитесь, если увидите стоящего на обочине водителя с поднятой рукой,— знайте, ему нужна помощь или совет. И будьте уверены, любой водитель притормозит у вашего мотоцикла, если вы примените этот жест, известный, наверное, во всем мире.

Ездовой день на исходе

До сих пор мы были в пути. Но день клонится к закату, и пора подумать о ночлеге. Тем, кто собирается отдыхать в кемпинге, настоятельно рекомендуем завершить трудовой день пораньше. Не уподобляйтесь «героям», которые с грохотом вкатываются в кемпинг в двенадцатом часу ночи, когда все уже спят, свободных мест нет, буфет давно закрыт, а темнота и усталость не позволяют даже бегло осмотреть мотоцикл. Если вы закончите движение в 6—7 часов вечера, то в вашем распоряжении лучшие места кемпинга, спокойный ужин с приятной беседой среди друзей. Останется время на заправку, мойку, осмотр и профилактику мотоцикла. Туристам, которые хотят ночевать в палатке под сенью леса или на берегу реки, останавливаться следует задолго до наступления темноты — ведь нужно подыскать место (что в незнакомом краю занимает много времени), поставить палатку, приготовить еду, осмотреть мотоцикл.
 
О том, как организовать палаточный лагерь, мы не будем здесь говорить: этот большой вопрос подробно освещен в туристской литературе. Остановимся лишь на специфике выбора места для стоянки мототуристов. Общее правило — место выбирают с таким расчетом, чтобы в случае дождя можно было выбраться на дорогу без посторонней помощи.
 
Предпочтение следует отдать пригоркам в сосновом лесу (там обычно песчаная почва и всегда сухо). Желательно останавливаться в таком месте, чтобы при выезде на дорогу не пришлось преодолевать подъем, а подъезд к ночлегу не был глинистым.
 
Для хорошего отдыха постарайтесь расположиться так, чтобы стоянка была отделена деревьями от шумящей круглые сутки магистрали. Избегайте даже небольших бродов, как бы ни было привлекательно место на той стороне: ночью может пройти дождь и безобидный ручей превратится в труднопроходимую водную преграду.
 
При остановках на ночь разбирайте минимум вещей, иначе утром сборы займут много времени. Вещи, снятые с мотоцикла, старайтесь не разбрасывать по лагерю. Существует «железное» правило — в темное время суток на мотоцикле не ездить:
сказывается утомленно после прошедшего дня, усложняются условия движения из-за уменьшения видимости, ослепления фарами встречных автомобилей, частых переключений света. Все это делает езду опасной. Однако в силу различных обстоятельств иногда приходится продолжать движение в темноте. В таких условиях оно должно быть особенно организованным. Учтите, в темноте почти невозможно следить за едущими позади товарищами, так как свет фар их мотоциклов теряется среди фар транспорта, едущего в том же направлении.
 
Поэтому вынужденную остановку одного из участников колонны головные могут не заметить. Чтобы подобного не случилось, следует время от времени останавливаться всей колонной и производить «перекличку». Лидер колонны должен хорошо просматривать перед собой дорогу. Естественно, лидировать должен мотоцикл с лучшим светом фары.
 
К сожалению, большинство мотоциклов не может «похвастаться» хорошим светом: мощность ламп мала, мала и площадь оптического элемента. В случаях, когда отражательная способность покрытия плохая (например, свеже у катанный темный асфальт), отчего освещенность дороги резко снижается, можно двигаться позади автомобиля с мощными фарами, держа безопасную дистанцию.
 
В темноте световые блики на стеклах очков мешают наблюдать за дорогой и, если мотоцикл оборудован ветровым щитком, очки лучше снять, И все-таки еще раз хотим повторить: путешествуя на мотоцикле, в темное время суток
лучше не ездить.
 

Новости

Возрождение мотоцикла ST125 Обновленная модель мотоцикла Honda
26.04.2022

Совсем недавно компания Honda объявила о возрождении мотоцикла ST125 – ...

Сразу две новинки электрических скутеров Электрический скутер Felo FW-03 и Komaki DT 3000
30.03.2022

В этой статье мы расскажем сразу про две новинки среди электрической техники....

Обновленная версия мотоцикла Honda GG125 2022 Обновленный советский мотоцикл Honda GG125 2022
25.03.2022

Известная компания выпускающая мототехнику, можно сказать, что оживила старую...